Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР Михаил Михайлович Яншин | ||
Имена | (20 октября [02 ноября] 1902, Юхнов Смоленской губ.- 16 декабря 1976, Москва) Актер. Родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище (Москва), в Высшем техническом училище (один год). В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу. Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 г., когда Яншин сыграл в «Днях Турбиных» роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев. Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку:"Завтра ты проснешься знаменитым артистом''. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: «Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя». При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности Яншин сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность. В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием к жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в «Школе злословия»; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро»; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в «Трех толстяках»; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в «Платоне Кречете». Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в «Поздней любви» и Кузовкина в «Нахлебнике». Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, — так он играл «тихого», по-своему умного самодура Градобоева в «Горячем сердце», Вафлю в «Дяде Ване», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде». Свою последнюю роль — Франтишека Абеля в пьесе «Соло для часов с боем» — Яншин (по выражению О. Ефремова) «играл исповедально». Здесь было то, что Станиславский называл «я есмь». В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием. Был три раза женат — на очаровательной Веронике Полонской, потом на известной актрисе театра «Ромэн» Ляле Черной (Н. С. Киселевой), с 1955 г. до конца жизни был мужем замечательной женщины — актрисы Театра им. Станиславского Н. В. Мейер. С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах — «Свадьбе» (Нюнин), «Шведской спичке» (становой пристав), «Беззаконии» (Мигунов), «Мести» (Турманов), «Сапогах» (Муркин) — или Землянику в «Ревизоре», Борзикова в фильме «На подмостках сцены» — лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ. Около пяти лет Яншин возглавлял театр «Ромэн» (1937-1941). За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. С 1950 по 1963 т. Яншин — главный режиссер Театра им. Станиславского. Но при всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути — артист Художественного театра. И. Виноградская Пресса Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 27.04.2020 Михаил Яншин. Дважды земляк, Сергей Муханов, Смоленская народная газета, 26.08.2017 Вспоминая старый МХАТ. Михаил Яншин, Всеволод Шиловский, телеканал «Культура», 6.06.2013 «Великая старуха» Малого театра, Лев Колодный, Московский комсомолец, 26.12.2012 Михаил Яншин: Забытый герой, Елена Французова, KP40.ru, 14.12.2012 В Юхнове на открытии памятника Яншину выступила И. Мирошниченко, iKaluga.com, 13.12.2012 Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Яншина, видеосюжет телеканала «Культура», 2.11.2012 Михаил Яншин. Обжора с душой ребенка, Наталья Тендора, сайт Союза кинематографистов РФ, 2.11.2012 Биография Михаила Яншина, РИА-Новости, 2.11.2012 Мой серебряный шар. Михаил Яншин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2009 Михаил Яншин. Творческий портрет. 1972 г., Старое радио |