Пётр Михайлович Ярцев

Имена

(1871 — 13.6.1930)

Театральный критик, драматург, режиссер.

Печатался в газетах, в журнале “Театр и искусство”; его статьи, посвященные работам МХТ, отличаются умением передать материю спектакля, его художественную мысль. Пьесы Ярцева “Брак”, “Милое чудо” ставились в театрах Корша и Незлобина; в 1904 г. Немирович-Данченко поставил в МХТ его пьесу “У монастыря”, написанную в импрессионистичной манере, с игрой полутонов, с небытовым звуком диалогов, передающих зыбкость внутренних состояний героев. В спектакле были заняты О. Л. Книппер (Ольга), М. Н. Германова (Наташа), Л. М. Леонидов (Андрей), В. И. Качалов (Бортеньев), В. Ф. Грибунин (муж Наташи), В. А. Петрова (послушница). Ярцев в 1906—1907 гг. заведовал литературным бюро в театре В. Ф. Комиссаржевской, участвовал в режиссерских работах. В 1907 г. вместе с художником Н. П. Ульяновым задумывал создание своего театра в Москве, но этот замысел не был осуществлен, как и замысел “Интимного театра”, который он вынашивал вместе с Б. К. Прониным, Б. К. Зайцевым, П. П. Муратовым в 1908 г., предполагая участие И. А. Саца, Л. А. Сулержицкого и молодых актеров МХТ. Станиславский посвящал его в штудии по “системе” и приглашал в свою Первую студию. После Октября Ярцев занимался режиссурой и преподавал в Болгарии. 

И. Соловьева