Народная артистка РСФСР Маргарита Валентиновна Юрьева | ||
Имена | Настоящая фамилия Юрге. (11.5.1925, Подольск —12.10.2018, Москва) Народная артистка РСФСР (1969). Была принята в Художественный театр после окончания Школы-студии МХАТ (1947, первый выпуск). Свою первую большую роль сыграла вместе со своими однокурсниками в спектакле В. Я. Станицына “Домби и сын”. Этот спектакль (как и “Мещане”) показал, сколько интересных молодых актеров вошло в театр из его новой школы. У Юрьевой были прекрасные данные для героических ролей — красивое лицо, стройная фигура, сильный голос и драматический темперамент. Все это давало ей право на роли, которые она получала в классике (Оливия в “Двенадцатой ночи”, Джудит в “Ученике дьявола”). Как многие актеры третьего поколения, однако, она чаще всего играла вводы в старые спектакли. Ей поручали роли репертуара Аллы Тарасовой (Анна Каренина, 1962; мать Валентины в “Валентине и Валентине”, 1972; Забелина в “Кремлевских курантах”,1973; Елена в “Днях Турбиных”, 1974). Наиболее удачно она сыграла Татьяну во “Врагах”, 1968, и Машу в “Трех сестрах” (в 1958 в спектакль Немировича-Данченко вошла группа новых исполнителей, и на гастролях в Лондоне и Париже, потом и в Нью-Йорке он имел громадный успех). В списке работ Юрьевой также Татьяна (“Разлом”), Щербатова (“Лермонтов”), Марина Демченко (“Над Днепром”), Татьяна (“Друзья и годы”), Дарья Федоровна Фикельмон (“Медная бабушка”), Мать (“Мать”); кроме этих ролей, сыгранных на премьерах, играла Натали Пушкину в “Последних днях” (1953), Клею в “Лисе и винограде” (1959), Гермиону в “Зимней сказке” (1959), Катерину Ивановну в “Братьях Карамазовых” и Глебову в “Ночной исповеди” (1967), Глэдис (“Юпитер смеется”,1973), Ольгу в “Трех сестрах” (1976), г-жу Соколову в “Последних” (1982). Владлен Давыдов |