Андрей Матвеевич Жилинский | ||
Имена | (1893 — 1948) Настоящая фамилия Голяк. Актер, режиссер, педагог. Сотрудник МХАТ с 1918 по 1922 г. Репертуар Жилинского этих лет состоял из ролей в спектаклях Первой студии: Герд (“Гибель «Надежды»”, 1919), Киркор (“Балладина”, 1922), Карл (“Эрик XIV”, 1922), Эдмунд (“Король Лир”, 1923), Завалишин (“Любовь — книга золотая”, 1924). Литовец по национальности, он принял гражданство Литвы и выехал из СССР в 1929 г.; в истории театра Литвы известен как Андрюс Олека-Жилинскас. Возглавил государственный театр в Каунасе, в августе 1932 г. пригласив сюда на постановку и лекции Михаила Чехова. Жилинский сыграл в поставленном Чеховым “Гамлете” заглавную роль (художник М. В. Добужинский, премьера 7 октября 1932). Вместе со своей женой Верой Соловьевой, Григорием Хмарой, Марией Крыжановской вошел в парижскую труппу М. Чехова “Moscow Art Players” и в 1935 г. приехал в США вместе с этим театром. После лета, проведенного в Маунт-Киско, штат Нью-Йорк, вместе с Соловьевой и Дейкархановой основал там Школу сценического искусства. Жилинский работал с начинающими, преподавая основы “системы”, шаг за шагом в течение первого года обучения разрабатывая инструментарий актеров. В 1938 г. организовал труппу из выпускников театральной школы Тамары Дейкархановой, в которую вошли Мэри Хантер (Вольф), Джейн Роуз, Джозеф Энтони, Уильям Хансен и драматург Хортон Фут. Жилинский и Соловьева открыли в 1940 г. свою «Актерскую мастерскую» в Малом зале гостиницы «Саттон». Кроме того, он вел занятия с оперными певцами в театре American Theatre Wing. Ольга Радищева, Лоренс Сенелик |