>  30 ноября
80 лет со дня рождения Вячеслава Невинного


30 ноября исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Невинного (1934-2009).

По окончании Школы-студии МХАТ в 1959 г. Вячеслав Невинный вошел в труппу Художественного театра и вскоре стал одним из самых энергичных и необходимых ее артистов. Без его надежного и сильного участия нельзя представить себе этапные работы театра: он играл Хлестакова в «Ревизоре», Жениха Альдонсы в «Дульсинее Тобосской», Якорева в «Последних», Петра Себейкина в «Старом Новом годе», Кочнова в «Заседании парткома», Боркина в «Иванове» (1976), Саяпина в «Утиной охоте» (1979), Шамраева и Сорина в «Чайке», Телегина в «Дяде Ване», Сирого в «Серебряной свадьбе», Колю-Володю в «Перламутровой Зинаиде», Притыкина в «Варварах», Епиходова в «Вишневом саде» (1989), Фамусова в «Горе от ума», Варлаама в «Борисе Годунове», Мокина в «Трагиках и комедиантах», Петровича в «Мишином юбилее», Ребе в спектакле «Тойбеле и ее демон», Яичницу в «Женитьбе» (1997), Чебутыкина в «Трех сестрах», Панталоне в «Венецианском антикваре».
Невинный — знаток русских типов, сиюминутных и вечных, сочетавший узнаваемость бытовых красок с юмором их театральной подачи. Прирожденную сценичность, дар центрировать внимание зала он соединял с пониманием спектакля как целостности, с тактом и мерой. По теплоте и по способности внушать симпатию, быть любимцем зрителей Невинного — вслед за Яншиным — можно назвать наследником русской комедийной традиции. 

1 декабря в Зелёном фойе Художественного театра будет открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ к юбилею Вячеслава Михайловича – «Несыгранный Гамлет».
>  24 ноября
80 лет со дня рождения Виктора Сергачёва


24 ноября исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста России Виктора Николаевича Сергачёва (1934-2013).
В 1956 г. он окончил Школу-студию МХАТ и, будучи ещё совсем молодым человеком, стал одним из основателей театра «Современник», чей репертуар позволил ему показать всю многогранность таланта: гротескный Министр нежных чувств («Голый король»), трогательный Среда («Белоснежка и семь гномов»), трагичный Клещ («На дне»).
В 1971 г. Виктор Николаевич вслед за своим учителем О. Н. Ефремовым перешёл в МХАТ. Серьёзный интерес к философии и истории помог ему понять и передать глубину образов классического репертуара, сыгранных на сцене Художественного театра: Медведенко («Чайка», 1980), Шабельский («Иванов», 1981), Князь («Дядюшкин сон»), Телегин («Дядя Ваня»), Доктор Макаров («Варвары»), Фирс («Вишнёвый сад», 1989), Загорецкий («Горе от ума»), Патриарх («Борис Годунов»). Играл Михал Михалыча в «Московском хоре», Тестя и Адамыча в «Старом Новом годе», Порфирия Петровича и Автора в «Преступлении и наказании» (Сергачёв сам написал инсценировку и поставил этот спектакль). Среди работ Виктора Николаевича последних лет — Мокер («Новый американец»), Пастор («Профессия миссис Уоррен»), Поэт («Нули»), Справедливый сапожник («Кабала святош»), Лутфулло («Тутиш»), Максим («Белая гвардия»), Профессор («Новые страдания юного В.»).
«У него была особая манера игры, — писал об артисте театральный критик Роман Должанский, — часто с едкими, недоверчивыми интонациями, с характерным прищуром, со специфическим обаянием, которое многие считали отрицательным, но в силе которого никто не сомневался. И это давало ему возможность играть и социальных героев, и характерные роли, и исторических персонажей».
>  21 ноября
Путешествие в закулисье. Экскурсии в декабре
Путешествия в закулисье Художественного театра становятся традиционными. В декабре экскурсии состоятся 7, 13, 20 и 21 числа. Начало в 14 ч. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  18 ноября
Режиссёрская лаборатория «Испанский театр. Впервые на русском»
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова и Национальный центр драматического искусства Мадрида (Испания) представляют режиссёрскую лабораторию «Испанский театр. Впервые на русском».

22 и 23 ноября на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдут лабораторные показы пьесы современного испанского драматурга Хосе Падильи «Кликни сюда» в его же постановке. Испания – четвертая страна, драматургию которой Художественный театр представляет в рамках собственной программы «Впервые на русском», и нас ждут еще три эскиза от разных испанских постановщиков в течение текущего сезона.

Эрнесто Кабальеро, художественный руководитель Национального центра драматического искусства Мадрида: «Хотя наши страны расположены далеко друг от друга, ни для кого не секрет, что у российской и испанской культур очень много общего. Программа „Впервые на русском“ – еще одно тому подтверждение. Благодаря тесному сотрудничеству Национального центра драматического искусства в Мадриде с Московским Художественным театром молодые испанские драматурги и режиссеры получают уникальную возможность заявить о себе в совместной работе с артистами великолепной мхатовской труппы».

В рамках лаборатории за две недели интенсивных репетиций с мхатовскими артистами режиссеры создают эскизы спектаклей. Затем театр предъявляет их зрителю и профессионалам, и по результатам показов решает, имеет ли смысл продолжать работу дальше.

Лабораторные показы всё активнее входят в практику российских театров. Они расширяют поле творческого эксперимента, помогают искать новые подходы и репертуарные решения. Московский Художественный театр – единственный в нашей стране, кто приглашает на лаборатории режиссеров из-за рубежа и предлагает им представить в России драматургию своей страны. МХТ реализовал проекты «Французский театр. Впервые на русском» и «Французский театр. Комедии» (совместно с Французским институтом в Москве), «Немецкий театр. Впервые на русском. О самом главном» (совместно с Институтом Гёте) и «Финский театр. Впервые на русском» (совместно с Посольством Финляндии и агентством ТИНФО).

Билеты на показы продаваться не будут. Стать зрителем показов можно, прислав запрос на pressa@mxat-school.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Авторы первых 70 заявок (на каждую дату) получат пригласительный билет на 1 лицо. 

ВНИМАНИЕ! Представленные работы не являются полноценными спектаклями, это эскизы будущих постановок. В рамках лаборатории мы пытаемся увидеть зрительскую реакцию, услышать отзывы, чтобы понять, нужен ли такой спектакль в репертуаре. Поэтому, прежде всего, мы приглашаем пытливых, опытных, профессиональных зрителей, к чьему суждению будем готовы прислушаться.

Аккредитация для журналистов: pressa@mxat-school.ru, +7 (903) 522-24-89, +7 (495) 692-32-91.

>  13 ноября
Премия «Золотая маска»
Сегодня объявлены номинанты на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» за сезон 2013/2014 годов.

Московский Художественный театр представлен в следующих номинациях:

Драма / Спектакль большой формы«Карамазовы»;

Драма / Работа режиссёра — Константин Богомолов, «Карамазовы»;

Драма / Мужская роль: Виктор Вержбицкий — Смердяков, Зосима, «Карамазовы»; Игорь Миркурбанов — Фёдор Карамазов, «Карамазовы».

Драма / Работа художника — Лариса Ломакина, «Карамазовы»; Ксения Перетрухина, «Сказка о том, что мы можем, а чего нет».

Итоги фестиваля будут подведены весной 2015 года, церемония вручения премии состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
>  9 ноября
Памяти Алексея Девотченко


10 ноября показ спектакля «Зойкина квартира» Московский Художественный театр посвящает памяти артиста Алексея Девотченко, который играл в нём роль Обольянинова.
>  8 ноября
85 лет со дня рождения Олега Борисова


8 ноября исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (1929-1994).

Несомненно, он был самым талантливым из выпускников Школы-студии МХАТ 1951 года, но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришёл много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951-1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой лёгкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Борисова. Его становление связано с БДТ (1964-1983). Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Пётр в «Мещанах» Горького, Дживоло в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна чёткость формы, филигранность отделки. В ролях, связанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трёх мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголённость нерва.
Приглашённый на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти актробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Спектакль был некоторое время спустя перенесён на сцену Художественного театра, куда Олег Борисов перешёл в 1983 г. и оставался до 1987 г. В работе над ролью Астрова в «Дяде Ване» (реж. О. Н. Ефремов, 1985) артист искал способов сродниться с более мягким, гармонизованным мировидением, одолевая присущую ему нервную чрезвычайность сценического существования. В роли Выборнова, которую он играл в «Серебряной свадьбе» А. Мишарина, Борисов проявил прежде всего чувство пропорций, соразмеряя свои усилия с коротким дыханием злободневной пьесы и добиваясь социальной точности и простоты рисунка.
В 1989 году сыграл в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л. Е. Хейфец); здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова.
С 1990 года, постигнутый уже болезнью, Олег Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына Юрия (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.

До 30 ноября с.г. в Доме-музее М. С. Щепкина (филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина) проводится выставка, приуроченная к юбилею Олега Борисова, — «Без компромиссов».
>  7 ноября
115 лет первой постановке «Дяди Вани» в Художественном театре


115 лет назад – 26 октября (7 ноября) 1899 года – в Художественном театре впервые был сыгран спектакль «Дядя Ваня» (режиссёры К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов).

Телеграммы Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Ну вот, милый наш Антон Павлович, „Дядю Ваню“ и сыграли. Вызовов очень много после первого действия, потом всё сильнее, по окончании без конца…»; «Второе представление театр битком набит. Пьеса слушается и понимается изумительно. Играют теперь великолепно. Приём — лучшего не надо желать».

Из письма А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потёмках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я положил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было. В телеграммах только и было, что о вызовах и блестящем успехе, но чувствовалось в них что-то тонкое, едва уловимое, из чего я мог заключить, что настроение у вас всех не так чтобы уж очень хорошее. Газеты, полученные сегодня, подтвердили эту мою догадку».

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Из рецензий ты будешь видеть, вероятно, что некоторые грехи пьесы не удалось скрыть. Но ведь без грехов нет ни одной пьесы в репертуаре всего мира. Однако это чувствовалось в зале и вносило известную долю охлаждения. И вызовы, несмотря на их многочисленность, были не взрывами восторга, а просто хорошими вызовами. Для меня, старой театральной крысы, несомненно, что пьеса твоя — большое явление в нашей театральной жизни и что нам она даст много превосходных сборов, но мы взвинтились в наших ожиданиях фурора до неосуществимости, и эта неосуществимость портит нам настроение».

Из воспоминаний К. С. Станиславского: “Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, держался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке”.

Историк театра И. Н. Соловьёва: «В работе над “Дядей Ваней” для Станиславского были особенно важны слова Астрова про жизнь как путь в тёмном лесу: идёшь, ветки хлещут, а огонька впереди не видно. Не видно? или вовсе нет его? всё так и будет — тёмный лес? помрёшь впотьмах?
В режиссёрском экземпляре “Дядя Ваня” прочитан как пьеса о жизни, идущей кто знает — туда ли. То у одного, то у другого персонажа вспышка отчаяния: завели не туда. Обманули и завели. Завели и обобрали.
Тем удивительнее действовал просвет, возникавший в последнем — самом горестном — акте. Уходила мучительная сгущенность. Стуку, говору, хлопанью дверьми, стихающим шагам возвращалась музыкальная организованность. “Голоса вдали слышны. Наконец, бубенцы, и все замолкает”. Войницкий (А. Л. Вишневский) и Астров (К. С. Станиславский) стоят у темнеющих стекол окна. “Пауза. Звонки. Пауза. Оба, приложившись головой к стеклу, смотрят в темноту. […] Слышны бубенцы […] Бубенцы всё удаляются”. Вступает сверчок. Вступает гитара. Капли дождя. Соня (М. П. Лилина) молча со свечой провожает Астрова. Весь финал “Дяди Вани” — как вся “Чайка” — на свете и звуке.
С мыслью о Мировой Душе перекликается Сонина вера в милосердие, которое заполнит собой весь мир, всё примет в себя».
>  7 ноября
100 лет со дня рождения Анастасии Георгиевской


7 ноября исполняется 100 лет со дня рождения актрисы Художественного театра, народной артистки СССР Анастасии Павловны Георгиевской (1914-1990).

В труппу МХАТ она была принята в 1936 г., через год после окончания ГИТИСа. Начинала ярко и приметно: после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе» в том же 1938 г. сыграла монашенку Таисию в «Достигаеве и других», обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности. Вл. И. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах»; режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе — Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно — «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер.
Немирович-Данченко в 1942 г. прочил ей роль Улиты в «Лесе», но вплоть до 1948 г. у нее не было новых самостоятельных работ (из вводов существенны Анна в «На дне», Карпухина в «Дядюшкином сне», Христина Архиповна в «Платоне Кречете», эпизоды в «массовке» «Кремлевских курантов»). На какое-то время за ней закрепились роли, требовавшие «народных» черточек (Лукерья, «Хлеб наш насущный», 1948; Домна, «Сердце не прощает», 1954).
Среди ее более поздних работ — Ксения в «Егоре Булычове» (1963), Обноскина в «Селе Степанчикове» (1970), Клава в «Сталеварах» (1972), Мотрошилова в «Заседании парткома» (1975), сиделка в «Все кончено» (1979), Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), Дарья в «Прощании с Матёрой» (1988).
В ряде случаев дарование артистки использовалось слишком «прикладно»; после роли в «Трех сестрах» Георгиевская доказала истинный масштаб его лишь в «Господах Головлевых» (1984): мрачная и парадоксально лиричная, исповедальная нота поставила ее Арину Петровну вровень с другим шедевром этого спектакля — с Иудушкой в исполнении Смоктуновского.
После разделения театра в 1987 году работала во МХАТ им. М. Горького, где среди её ролей были Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Дарья («Прощание с Матёрой»).

К 100-летию актрисы в фойе Новой сцены МХТ открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ, – «Жар её сердца…».
>  5 ноября
Погиб Алексей Девотченко


Московский Художественный театр потрясён трагической гибелью Алексея Девотченко. Мы выражаем глубочайшие соболезнования семье Алексея, его многочисленным друзьям и коллегам, а также всем почитателям таланта этого удивительного артиста.

С 2012 по 2013 год Алексей Девотченко состоял в труппе МХТ, играл в спектаклях «Зойкина квартира», «Свадьба Кречинского»; на Новой сцене в этот период шёл его моноспектакль «Дневник провинциала в Петербурге».
>  2 ноября
Юбилей Раисы Максимовой


2 ноября празднует юбилей народная артистка России Раиса Викторовна Максимова.

Окончив Саратовское театральное училище, она сыграла свои первые роли (в том числе и Джульетту) на сцене Саратовского ТЮЗа, но спустя два года работы решила продолжить учёбу — уже в Школе-студии МХАТ, на курсе П. В. Массальского. Это был «звёздный» курс — соучениками Раисы Викторовны были О. В. Басилашвили, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, М. М. Козаков. Окончив Школу-студию в 1956 году, Раиса Максимова тотчас была принята в труппу Художественного театра и заняла в ней прочное место, дебютировав в роли Неизвестной в спектакле «Безымянная звезда». Она естественно обживалась в старых, легендарных постановках, ясно чувствуя заложенные в них изначально режиссёрские мысли и стилистику: играла Фею в «Синей птице», Наташу, а позднее – Настю в «На дне», Ирину, а потом Ольгу в «Трёх сестрах». Она была эффектна и смела в «Последних» Горького, где играла Надежду; точно поняла природу авторского юмора в ролях Клавы Полуорловой («Старый Новый год») и бабки Маруси («Перламутровая Зинаида»); нашла утяжеленность бытовых красок для роли фрау Геншель («Возчик Геншель»). Среди её работ – Стрэга в «Татуированной розе», Валерия и Вера в «Утиной охоте» (1978), Богаевская в «Варварах», княгиня в «Горе от ума», миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен», Эжени в «Ундине», Паула в «Кошках-мышках», бабушка Дитина в спектакле «Двенадцать картин из жизни художника». Наиболее яркими её ролями в кино стали Аглая Епанчина в пырьевском «Идиоте», Лауретта в фильме «Как Джанни попал в ад», Алла в «Вдовах», мать Юры в «Послушай, не идёт ли дождь…».
Сейчас в репертуаре Раисы Викторовны спектакли «Немного нежности» (Нанда), «Лес» (Бодаева), «Ретро» (Воронкова), «Новый американец» (Официантка).

Сегодня, 2 ноября, Московский Художественный театр отметит юбилей Раисы Максимовой спектаклем «Немного нежности».

Мы поздравляем Раису Викторовну с днём рождения, желаем, чтобы она была здорова и счастлива, и чтобы родной театр, на сцену которого она выходит вот уже 58 лет, оставался для неё источником радости.