|Карамазовы| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фантазии режиссёра К. Богомолова на тему романа Ф. Достоевского | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Премьера: 26 ноября 2013 Продолжительность: 5 часов с 2 антрактами Ориентировочная цена билетов: от 500 до 6500 руб. (18+) В вольной вариации Константина Богомолова на тему «Братьев Карамазовых» Скотопригоньевск стал городом современным: в нём есть местное телевидение «Скотское ТВ» и сеть соляриев, которыми владеет Фёдор Карамазов. Дом Карамазовых – особняк, заставленный чёрными кожаными креслами и плазменными панелями, – напоминает склеп. Чёрный, мрачный мир, роскошный и пошлый, в котором люди дошли до полного морального разложения. Константин Богомолов: «В романе Достоевского меня, прежде всего, интересует детективная интрига, а не философско-религиозные искания. Хотя одновременно это и разговор о нашей действительности, потому что, если ты делаешь театр, ты не можешь не говорить о сегодняшнем дне». Режиссёр Константин БогомоловПомощник режиссёра Ирэна АрхангельскаяСуфлёр Марина ПрокловаДействующие лица и исполнители Семейство Фёдор Павлович Карамазов Игорь МиркурбановАлексей Фёдорович Карамазов Роза ХайруллинаДмитрий Фёдорович Карамазов Филипп ЯнковскийИван Фёдорович Карамазов Алексей КравченкоСмердяков и Зосима Александр МаринПрочие Грушенька со смехом Александра РебенокХохлакова-кубышка Марина ЗудинаПерхотин, Миусов, Эксперт, Профессор, Патологоанатом Кирилл ВласовМеханические Менты, Монахи, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Специальный, Любовь, Трактирщик Павел Чинарёв, Данил СтекловМама, Вера, Бабасынапотерявшая Надежда БорисоваЛевый глаз Артём ПанчикПравый глаз Владимир ПанчикПресса «Карамазовы». Средневековая мистерия, возмутившая многих, Евгений Жаринов, Artifex.ru, 27.12.2018 «Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016 Богомоловщина как она есть, Анна Ананская, TeatrAll, 30.10.2015 Игорь Миркурбанов о «Карамазовых», Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015 Нервно, грустно, современно. Главные хиты «Золотой маски», Елена Дудник, Аргументы и факты, 24.03.2015 Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова, Алина Бондарь, Сад Сервье (Саратов), 27.11.2014 На сцену Саратовского театра драмы вышли актеры МХТ им. Чехова, ГТРК «Саратов», 24.11.2014 Константин Богомолов о работе над «Карамазовыми»: «Это был ад», СарБК, 24.11.2014 Самый скандальный спектакль Константина Богомолова впервые выезжает за пределы Москвы, ИА «Версия» (Саратов), 23.11.2014 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014 Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014 Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014 Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014 Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014 Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014 А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014 «Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014 Идеальные идиоты и враги народа, Николай Берман, Иван Архипов, Газета.ru, 28.12.2013 Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013 Константин Богомолов: «Прошу у Табакова прощения за все. И спасибо ему», Николай Берман, Газета.ru, 5.12.2013 Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Константин Богомолов: «Сколько ты берешь себе свободы, настолько ты и свободен», Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 1.12.2013 Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013 Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013 И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013 Достоевщинка, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.11.2013 Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013 В МХТ имени Чехова состоялся прогон спектакля Константина Богомолова «Карамазовы», ИТАР-ТАСС, 27.11.2013 Спектакль «Карамазовы» в постановке Богомолова. Аншлаг до премьеры, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013 «Карамазовых» показали московским зрителям, BFM. ru, 27.11.2013 «Мои Карамазовы ближе к Владимиру Сорокину», Алла Шендерова, Ваш досуг, 25.11.2013 Константин Богомолов: Театр в России — это место, где люди стелются под массовый вкус, Константин Кропоткин, Сноб, 25.11.2013 «Я обещаю вам ад»: как Константин Богомолов ставил «Карамазовых», Алексей Киселев , Афиша-Воздух, 25.11.2013 Отзывы зрителей: Богомолов точно назвал свою инсценировку Карамазовы, убрав слово братья. Это как раз по Достоевскому, который писал: чтобы было братство, нужны братья. А здесь царит не братство, а всеобщая ненависть, которая разрывает человеческие связи и, как червь, точит общественную ткань, и та дряхлеет и распадается. Спектакль в МХТ подтверждает диагноз, который поставил Достоевский в своем романе: над обществом стоит зарево грядущих бедствий, из зияющего пролома в стене церкви потянуло призраком смерти, и крайне подорваны силы, которые могли бы еще на единый исторический миг задержать любовь и веру в холодеющем мире. Падение праведного и позор его торжествуют повсеместно — в семье, в обществе, в церкви.Людмила Сараскина, доктор филологических наук, специалист в области творчества Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына, русской литературы XIX—XXI вв. В спектакле столько пластов, столько смыслов и режиссерских ходов, что только ахаешь, и не успеваешь осмыслить все, по-хорошему его бы не один раз посмотреть. Здесь вместо гроба — солярий, из уст Алексея вырывается почти реактивный вопль, а из-под рясы — свет божественный, сексуальная сцена сыграна одними взглядами на фоне почти непристойных смачных титров, здесь священник отпевает хитом Queen, здесь памятник сходит в зал и раздает возложенные к нему цветы, здесь «русский дух, здесь Русью пахнет». И я там был… И вы. Живем мы здесь, в этом аду, и карамазовых среди нас миллион. Ирина Гульнева Хочется найти правильное определение стилю мхатовских «Карамазовых»: гиньоль, анти-мистерия, трагический фарс… Все это близко, однако не точно определяет спектакль. В нем «русский дух» смешался со сказками братьев Гримм, экзистенциализмом Сартра с попсой, «Носороги» Ионеско со Скотским ТВ, «Заводной апельсин» Кубрика со soft porno… И обо всем об этом можно сказать, перефразировав знаменитые слова: «Все мы вышли из… Бобка Достоевского. Галина Аксенова В спектакле много гротеска, много образов, аллюзий и отсылок к современности. За четыре с половиной часа хочется презирать персонажей, потом начинает тошнить от происходящего, потом хочется убежать и никогда не возвращаться… но в какой-то момент происходит слом и весь ужас, творящейся на сцене, сознание начинает воспринимать как комичный абсурд. А потом… А просветление у каждого свое. Местный божок Большая часть спектакля – живой текст Достоевского, но он звучит так актуально, злободневно и пугающе откровенно, что порой кажется, не мог писатель XIX века так писать. Мог. Мог и писал, если зритель вдруг усомнится, то найдёт все эти страшные размышления затерянных людей в двухтомнике Братья Карамазовы. Но дело даже не в этом, режиссер передает дух романа, настроение Достоевского смешивается с восприятием Богомолова, и на сцене рождается история жестокости, подлости и безнадежной горечи. Карамазовы – спектакль о саморазрушение человека и попытке найти себя, возвыситься над пороком, очистить душу. Ольга Завалишина Неудивительно, что режиссёр назвал свою фантазию Карамазовы, убрав слово братья. Ведь братства на сцене мы не увидим, равно как не увидим и братской любви. Перед нами разворачивается картина ненависти, разрывающей человеческие связи и постепенно превращающей всё в тлен и прах. Бережное отношение к тексту Достоевского наряду с совершенно безумными сценическими решениями — вот в чём залог успеха спектакля. Анна Розенберг |