>  28 ноября
100 лет со дня рождения Константина Симонова


28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения поэта, прозаика, драматурга Константина Михайловича Симонова (1915-1979).

В репертуаре МХАТ с его именем связано пять постановок: “Русские люди” (1943), “Русский вопрос” (1947), “Дни и ночи” (1947), “Чужая тень” (1949), “Дым отечества” (1968). Он заинтересовал собой еще в последние предвоенные месяцы, когда в Театре им. Ленинского комсомола пошла пьеса “Парень из нашего города”, поражавшая житейской верностью и сдержанным героическим настроем. Во время Великой Отечественной войны, когда Симонов был военным корреспондентом газеты “Красная звезда” и изредка приезжал с фронта в Москву, в фойе Художественного театра его всегда окружали актеры и режиссеры, жадно слушавшие его фронтовые рассказы. Стихотворения “Жди меня” и “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” были тогда у всех на устах. В. И. Качалов, вместе с другими “стариками” театра эвакуированный в Тбилиси, писал оттуда одному из своих друзей: “За симоновское “Жди меня” — спасибо! Читаю его” (на концертах, разумеется).
“Русские люди”, подобно “Фронту” печатавшиеся на страницах газеты “Правда” и ставшие обязательной частью репертуара для театров страны, несомненно обладали для Художественного театра привлекательностью. Вл. И. Немирович-Данченко срочно передавал свои впечатления из Тбилиси в Саратов Москвину: “Пьеса Симонова с большими достоинствами. Мужественная режиссура преодолеет налет сентиментальности. Выдержит ли испытание временем после сотни представлений в других театрах и когда содержание начнет отходить в прошлое, — будет зависеть от яркой непосредственности исполнителей без актерщины”. “Русские люди” стали одним из последних спектаклей, при создании которых присутствовал основатель театра. Сохранились его замечания некоторым исполнителям. В этой драматической картине всенародного сопротивления фашизму огромное впечатление производили образы, созданные Б. Г. Добронравовым в роли Сафонова, А. Н. Грибовым в роли военфельдшера Глобы и А. М. Комоловой, только еще начинавшей свой актерский путь, в роли шофера Вали. “Дни и ночи”, посвященные Сталинградской эпопее, невольно связывались в восприятии зрителей с непатетичной и волнующей правдивостью знаменитой тогда повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”; в этой инсценировке прозы Симонова участвовали И. П. Гошева, Н. И. Дорохин, В. О. Топорков, Д. Н. Орлов, А. Н. Грибов и дебютант Владимир Трошин, только что окончивший Школу-студию.  МХАТ поставил в годы “борьбы с низкопоклонством перед Западом” пьесу Симонова “Чужая тень”, сюжет и тональность которой были подсказаны непосредственно Сталиным (выпуск премьеры был приурочен к 70-летию вождя — 21 декабря 1949 г.). Сталинской премией была отмечена работа режиссеров М. Н. Кедрова и А. М. Карева, актеров Б. Н. Ливанова (профессор Трубников), М. А. Титовой (жена Трубникова), Н. И. Боголюбова (Макеев), М. П. Болдумана (Окунев). Впоследствии автор не раз пытался осмыслить логику своего поведения, заставившего его принять этот заказ и инсценировать облыжно предъявлявшиеся группе ученых обвинения в измене родине. Попытка критического самоанализа несомненна и в воспоминаниях Симонова, опубликованных посмертно, и в его пьесе “Четвертый” (поставлена в “Современнике”, 1961; героя, в котором узнается сам автор, играл О. Н. Ефремов). Облик Симонова — писателя и общественного деятеля — был при всей видимой цельности внутренне сложен. Не случайно он в юности переводил Киплинга: комплекс служителя империи, гребца-каторжанина на великолепной, любимой галере был ему сродни. Он был, без спору, человеком лично храбрым, что доказывает его военная биография. Его патриотизм был неподделен. Он принадлежал к поколению, которое чувствовало реальную близость войны с фашистами; он в самом деле верил, что всякое сомнение в вожде народа — грех против народа, удар по народу. Возможность близко наблюдать Сталина не отрезвляла Симонова, а лишь усиливала воздействие харизмы, которым обладал его всевластный собеседник. 
В истории МХАТ Симонов должен быть упомянут также как председатель Комиссии по литературному наследию М. А. Булгакова; при его активном содействии были опубликованы многие произведения “Автора театра”, остававшиеся в рукописи.

В. Виленкин, И. Соловьёва, статья из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет»
>  24 ноября
Абонементы на январь
Уважаемые зрители!

В продажу поступили абонементы на январь 2016 года (имеются разные ценовые пояса – от 1 ряда балкона до 5 ряда партера):

«Зарубежная драматургия»: «Контрабас» — 11 января, «Мефисто» — 20 января, «Свидетель обвинения» — 27 января. Цена: от 2250 до 7000 руб.

«Русская классика»: «Лес» — 12 января, «Женитьба» — 15 января, «Вишнёвый сад» — 26 января. Цена: от 2100 до 6000 руб.

«С Новым годом!»: «19.14» — 5 января, музыкальный вечер «Новогодний концерт» — 6 января, «Примадонны» — 13 января. Цена: от 2700 до 6500 руб.

Телефон для заказа абонементов: +7 (495) 629-65-95.

Преимущества абонемента:
1. Лучшие места в ценовом секторе
2. Подарочное оформление
3. Гарантированные места на все названия
4. Удобство приобретения (начало бронирования до предварительной продажи, наличие билетов после предварительной продажи)

Абонемент может стать отличным подарком для вас и ваших друзей!
>  23 ноября
110 лет со дня рождения Ангелины Степановой


23 ноября исполняется 110 лет со дня рождения народной артистки СССР Ангелины Иосифовны Степановой (1905-2000).

В МХАТ она вступила в 1924 г., окончив школу Третьей студии. Первые шаги делала под руководством Станиславского, который работал с нею над ролью Мэри в спектакле «Битва жизни» по Диккенсу при переносе его со школьной сцены в МХАТ. В 1925 г. в спектакле «Горе от ума» играла Софью со Станиславским — Фамусовым. Так же близки были ее контакты с режиссурой Немировича-Данченко. В творчестве Степановой, верной их урокам, можно проследить и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса шла на заострение образа; глубину психологии она сочетала с четкостью смелого рисунка. Ей была свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она вела тему, будь то тема роли Бетси Тверской, с ее холодным и развращенным жизнелюбием («Анна Каренина», 1937) или тема роли Ирины из «Трех сестер», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). Создаваемые ею сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Ивонна, «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа, 1926; Аня, «Вишневый сад», 1928; Зинаида, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1938) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна. Даже роли, которые она получала в порядке ввода, сохраняли навсегда отпечаток ее индивидуальности и трактовки (как случилось с ролью графини, которую Степанова играла в «Женитьбе Фигаро» после Сластениной). Ангелине Иосифовне было дано чувство жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта, «Сёстры Жерар» В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда, «Идеальный муж» Уайльда, 1945). Ей было дано и разгадывать то, что Станиславский называл «характерностью автора»: она шла от творческой личности Горького, играя Шурку в «Егоре Булычёве» (1934); находила разгадку патетичной и непосредственной театральности Корнейчука (Лида в «Платоне Кречете», 1935). Её мощное актёрское создание — королева Елизавета в «Марии Стюарт» (1957) — было одновременно и разрешением проблемы «Шиллер и Художественный театр».
Мастер ансамбля с первых своих шагов, Степанова в поздних работах увлекается искусством дуэтов. В партнёрстве с Кторовым она создала роль Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти, 1962), вновь явив основные свойства своего дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантную сдержанность, скрытый лиризм и юмор. В «Живом трупе» (1982) особое значение имела дуэтная сцена Степановой и Прудкина. На дуэт Степановой с Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979). До поздних лет безупречно сохраняя форму, сыграла принцессу Космонополис в «Сладкоголосой птице юности» Т. Уильямса (1975), г-жу Пернель в «Тартюфе» (1981), мать в «Серебряной свадьбе» (1985), Лику в «Московском хоре» (1988).
Дебютировав на экране в 1932 году (курсистка в фильме «Мёртвый дом»), продолжила сниматься только в 50-е годы и появлялась на съёмочной площадке крайне редко: «До свидания, мальчики!» (мать Володи), «Война и мир» (Анна Павловна Шерер), «День за днём» (Надежда Соколова), «Бегство мистера Мак-Кинли» (Энн Шамуэй), «Двадцать дней без войны» (Зинаида Антоновна), «Повесть о неизвестном актёре» (Мария Горяева), «Объяснение в любви» (Зиночка), «Скорость» (мать Лагутина). Последней работой в кино стал фильм «Запомните меня такой», где Ангелина Степанова сыграла главную роль-завещание. 
Блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку – её мужьями были режиссёр Николай Горчаков и писатель Александр Фадеев. Вышедшая в свет под редакцией и с комментариями её биографа В. Я. Вульфа переписка Ангелины Иосифовны со знаменитым ссыльным драматургом Николаем Эрдманом приоткрывает лишь одну из страниц её биографии. 

Инна Соловьёва
>  21 ноября
Отмена гастролей в Минске
Уважаемые зрители!
Гастроли МХТ имени А. П. Чехова в Минске со спектаклем «Свидетель обвинения», запланированные на 1 и 2 декабря 2015 года, к сожалению, отменяются по независящим от театра причинам.
>  15 ноября
Юбилейный вечер Олега Табакова
14 ноября Московский Художественный театр отпраздновал юбилей своего художественного руководителя Олега Табакова.

80 лет Олегу Павловичу исполнилось 17 августа — в период театрального межсезонья — и тогда день рождения был отмечен «домашним кругом» на Малой сцене, теперь же МХТ подарил праздник не только юбиляру, но и тысячному залу, в котором собрались друзья и коллеги Олега Павловича. В «капустнике», поставленном Михаилом Рахлиным, приняли участие артисты Художественного театра и «Табакерки», студенты Школы-студии МХАТ и учащиеся Театрального колледжа О. Табакова, старшие товарищи юбиляра — Александр Ширвиндт, Станислав Любшин, Юрий Соломин и годящийся им всем в отцы Владимир Зельдин; ученики – от первого выпуска в ГИТИСе 1980 года до нынешних «школяров»; друзья Олега Павловича и, конечно, семья – Марина Зудина, Павел и Маша Табаковы. Открывались семейные тайны, прекрасные дамы признавались в любви, суровые мужчины пели о «батяне-худруке», молодёжь шокировала экспериментами, звучали «мордовские» частушки, труппы театров буквально дрались за первенство, Сергей Безруков напомнил своим номером о легендарном мхатовском «Амадее», а Владимир Машков – о «Матросской тишине» «Табакерки», Полина Гагарина подарила юбиляру посвящённую ему песню, а Юрий Рост остановил мгновение, сделав новое исторические фото Табакова. Со сцены Олега Павловича поздравили Михаил Швыдкой, Михаил Жванецкий, Евгений Гришковец, ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, Владимир Спиваков и оркестр «Виртуозы Москвы», Центральный Дом актёра в лице своих директоров Игоря Золотовицкого и Александра Жигалкина; с экрана прозвучали поздравления Евгения Миронова и Театра наций, Галины Волчек и Марка Захарова. Вели вечер Игорь Золотовицкий и Иван Ургант.

Телеверсия юбилея Олега Павловича Табакова в скором времени будет показана Первым каналом.

В постановке вечера принимали участие:

Автор и режиссер: Михаил Рахлин
Хореографы: Олег Глушков, Наталия Терехова
Художник: Николай Симонов
Музыкальный руководитель: Роман Берченко
Помощник режиссера: Наталия Кольцова
Видео: Егор Куракулов, Наталья Гныб, Алексей Егоров, Алексей Субботин
Исполнительные продюсеры: Ольга Хенкина, Игорь Золотовицкий
>  10 ноября
Театральная премия «Московского комсомольца»
Сегодня в редакции газеты «Московский комсомолец» состоялось вручение театральной премии «МК» по итогам сезона 2014/15 гг. Среди лауреатов:

Наталья Тенякова (супруга ювелира и Елизавета II в спектакле МХТ «Юбилей ювелира») — номинация «Мэтры. Лучшая женская роль»,
Олег Табаков (ювелир в спектакле МХТ «Юбилей ювелира») — «Мэтры. Лучшая мужская роль»,
спектакль «Мефисто» (режиссер Адольф Шапиро) – «Мэтры. Лучший спектакль большой формы».

Артист МХТ Игорь Миркурбанов удостоен награды в номинации «Полумэтры. Лучшая мужская роль» за роль Венички Ерофеева в спектакле театра Ленком «Вальпургиева ночь».

Московский Художественный театр поздравляет всех лауреатов с признанием и наградами!
>  5 ноября
Отмена спектакля «Господа Головлёвы»
В связи с болезнью артиста спектакль «Господа Головлёвы», назначенный на 7 ноября на Малой сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в кассы театра до 11 ноября включительно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  4 ноября
Приговские чтения
С 5 по 7 ноября в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина пройдут V международные Приговские чтения, посвящённые 75-летию поэта и художника Дмитрия Пригова. Программу первого дня завершает вечер в Итальянском дворике музея «Дмитрий Александрович Пригов. На разные голоса». Режиссеры вечера: заслуженная артистка России Марина Брусникина, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Брусникин. В вечере принимают участие: Евгений Киндинов, Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий и другие актеры МХТ, постоянные участники мхатовских литературных вечеров «Круг чтения»; актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина», студенты Школы-студии МХАТ и театрального колледжа О. П. Табакова; актеры РАМТа, Московского театра «Современник»; заслуженный артист России Юрий Богданов (фортепьяно), Московский мужской камерный хор «Кастальский» (художественный руководитель и дирижер Алексей Рудневский), поэт Лев Рубинштейн, скульптор Борис Орлов, культуролог Сергей Чесноков и другие. 
Начало вечера в 19 часов. Вход по билетам в музей.
>  4 ноября
«Иов» — новый спектакль Новой сцены
Спектакль Саши Денисовой «Иов», созданный в рамках лаборатории «Современный актёр в современном театре», принят в репертуар Новой сцены Художественного театра. Ближайшие показы состоятся 21, 30 ноября и 8 декабря. Стоимость билетов 350 р.
>  4 ноября
Номинанты премии «Золотая маска»
3 ноября были объявлены номинанты Национальной театральной премии «Золотая Маска» за сезон 2014/2015 годов. Московский Художественный театр представлен в пяти номинациях:

«Юбилей ювелира» — лучший спектакль большой формы
Константин Боголомов — лучший режиссер
Наталья Тенякова — лучшая женская роль в театре драмы
Олег Табаков — лучшая мужская роль в театре драмы
Дарья Мороз — лучшая роль второго плана в театре драмы

22-й Фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Москве в феврале-апреле 2016 года. Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» состоится 16 апреля на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
>  3 ноября
Перенос спектакля «Последняя жертва»
В связи с болезнью артиста спектакль «Последняя жертва», назначенный на 3 ноября, переносится на 14 декабря. Билеты действительны. Желающие вернуть билеты в кассы театра могут сделать это в срок до 7 ноября включительно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  2 ноября
Продажа билетов на декабрь
Продажа билетов на спектакли декабрьского репертуара начнётся 7 ноября: в кассах театра в 12 ч., на сайте – после 15 ч.

Бронирование билетов на декабрь будет осуществляться с 9 ноября: по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 — с 12 ч., на сайте театра — с 14 ч.

До 9 ноября заявки на бронирование билетов на декабрь не принимаются.