>  30 ноября
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
В репертуаре на декабрь произошли следующие изменения:

2 декабря на Основной сцене вместо спектакля «Серёжа» состоится спектакль «ХХ век. Бал».
5 декабря вместо спектакля «Мастер и Маргарита» состоится спектакль «Крейцерова соната».
6 декабря вместо спектакля «Бег» состоится спектакль «Примадонны».
8 декабря на Малой сцене вместо спектакля «Моя дорогая Матильда» будет сыгран спектакль «Телефон доверия».

Билеты действительны! Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки до начала спектакля.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

Спектакль «Лёха…», назначенный на 5 декабря на Новой сцене, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 9 декабря. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  29 ноября
Спектакль «Мастер и Маргарита» с 29 ноября переносится на январь
Уважаемые зрители!
Спектакль «Мастер и Маргарита», который мы планировали сыграть сегодня, 29 ноября, переносится на 15 января 2021 г. Билеты действительны.
Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки до 3 декабря включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  28 ноября
Поздравляем Алексея Кравченко!


Вчера в Екатерининском зале Кремля прошла церемония вручения государственных наград. Актёр Художественного театра Алексей Кравченко был удостоен высшего почётного звания «Народный артист России», награду вручил первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.
Художественный театр от всего сердца поздравляет Алексея с давно заслуженным званием и желает дальнейших успехов!
>  28 ноября
140 лет со дня рождения Александра Блока


Сегодня, 28 ноября, 140 лет со дня рождения Александра Блока. Отношения крупнейшего поэта эпохи и Художественного театра складывались непросто. И история о том, как в театре репетировали, репетировали да не выпустили его пьесу «Роза и Крест», довольно печальна. «Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех, от долгих отлагательств», – знаменитые слова из монолога Гамлета «Быть или не быть» можно отнести и к этой ситуации. 
«Розу и Крест», лирическую драму из средневековой жизни, в которой действует страж замка Бертран по прозвищу Рыцарь-Несчастие, а сюжет строится вокруг песни, придуманной трувером (то есть трубадуром) Гаэтаном, Блок отдал МХТ весной 1913 года. Поэт надеялся на то, что Станиславский ее оценит и, возможно, даже сам сыграет роль Бертрана. «Если коснется пьесы его гений, буду спокоен за все остальное», — писал поэт в дневнике. Блок прочел Станиславскому «Розу и Крест» и проговорил с ним несколько часов, но результат его опечалил: «Он ничего не понял в моей пьесе, совсем не воспринял ее, ничего не почувствовал».
Только спустя три года после этой читки, зимой 1916 года, МХТ решил ставить «Розу и Крест». Репетировать спектакль взялся Немирович-Данченко. Для Владимира Ивановича это был программный шаг: открыть сезон 1917/1918 премьерой лирической драмы Блока было бы ярко, по-настоящему новаторски. Подобного события остро не хватало тогда театру.
Из задуманного плана ничего не вышло. Когда весной 1917 года Станиславскому показали почти готовый спектакль, он разнес его в пух и прах. Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «В заключение случилась настоящая катастрофа: на первой генеральной репетиции вся наша работа была забракована Станиславским, в ту пору чрезвычайно нервничавшим и точно потерявшим почву. Были обижены все — и Блок, и Немирович, и я».
Но МХТ продолжал свои попытки выпустить спектакль. Прошло более двухсот репетиций: менялись исполнители, художники, композиторы. «Роза и Крест» превратилась для МХТ в настоящий долгострой. В последний раз тема этой премьеры всплывала в 1919 году. А потом исполнитель роли Бертрана Василий Качалов во время гастролей в Харькове вместе с группой актеров оказался отрезанным белыми войсками, и вопрос закрылся сам собой.
Немировича история с «Розой и Крестом» травмировала. «Для меня то, что весь труд по “Розе и Кресту” затормозился и заглох — было большим ударом», — писал он, обвиняя себя в излишней уступчивости.
>  27 ноября
Спектакль «Предел любви» переносится на январь
Уважаемые зрители! Спектакль «Предел любви», назначенный на 28 ноября на Новой сцене, переносится на 27 января 2021 года. Билеты действительны.
Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки до 2 декабря включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  27 ноября
Лаборатория режиссёрских дебютов


В сентябре этого года Московский Художественный театр имени А. П. Чехова совместно с фестивалем «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства объявил о конкурсе на участие в «Лаборатории режиссёрских дебютов» на Новой сцене МХТ. В театр было прислано множество заявок от дипломников и выпускников режиссёрских факультетов театральных вузов.
Сегодня по итогам отбора 12 человек представили экспликации спектаклей перед Советом «Лаборатории». В него входят художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач, режиссёры Николай Скорик, Марина Брусникина и Михаил Рахлин, актёры Авангард Леонтьев, Михаил Пореченков, Евгения Добровольская.



Работа продолжается. Мы будем держать вас в курсе!
Напоминаем, победителям конкурса Московский Художественный театр имени А. П. Чехова предоставляет время, площадку и выделенную сумму для работы над дебютным спектаклем. Лучшие спектакли-дебюты будут включены в репертуар Новой сцены.

Фоторепортаж Александра Иванишина
>  23 ноября
Спектакль «Человек-подушка» переносится на январь
Уважаемые зрители!
Спектакль «Человек-подушка (The Pillowman)», который мы планировали сыграть 24 ноября на Малой сцене, переносится на 27 января 2021 г. Билеты действительны.
Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки до 28 ноября включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  23 ноября
Дополнительный спектакль «Чайка» 15 декабря
Уважаемые зрители!
В репертуаре на декабрь дополнение: 15 декабря на Основной сцене состоится спектакль «Чайка». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  23 ноября
115 лет со дня рождения Ангелины Степановой


Сегодня, 23 ноября, исполняется 115 лет со дня рождения Ангелины Иосифовны Степановой.
«У нее особый дар на сцене “держать спину”, достойно проходя сквозь собственный возраст и смену актерских поколений. Никто никогда не интересовался, сколько лет Степановой и нужна ли ей смена. Не нужна».
Так писала об Ангелине Степановой Наталья Крымова в связи со спектаклем «Милый лжец», одной из главных работ Ангелины Иосифовны поздней поры ее жизни.
Нужной, а вскоре и незаменимой для Художественного театра Степанова стала рано. Когда многие еще называли ее просто Линой. В 1924 году Станиславский решал, кого из учеников школы при Третьей студии надо брать в Художественный театр. Ему дали список, фамилию Степановой он подчеркнул дважды. Константину Сергеевичу нравилось, как Степанова играет Мэри в учебном спектакле «Битва жизни», который он «доводил» для Малой сцены МХАТа. Первый муж Степановой Николай Горчаков, постановщик этого спектакля, в своей книге «Режиссерские уроки К. С. Станиславского» передает очень интересные диалоги на репетициях между К. С. и юной актрисой.
Сегодня нам может показаться, что существуют две Степановой. Одна – та самая Лина: молодая актриса, активно занятая в театре, молодая женщина, обивающая высокие пороги, чтобы помочь своему возлюбленному драматургу Николаю Эрдману, арестованному и сосланному в Сибирь, и несмотря на все препоны приезжающая к нему в ссылку в Енисейск.
Вторая – Ангелина Иосифовна – сдержанная, даже суровая. Жена члена ЦК КПСС писателя Александра Фадеева, на протяжении многих лет парторг МХАТа, печально известная, например, своим участием в закрытии спектакля Анатолия Эфроса «Три сестры» 1967 года.
Но на самом деле это один и тот же человек, проживший очень долгую и очень непростую жизнь — вместе с трагической историей свой страны. Это актриса, в игре которой нашла воплощение та самая старая школа МХАТа, которая сегодня является для нас утраченным богатством. Неслучайно ведь и Анатолий Эфрос не держал на нее зла за «Три сестры». А напротив – радовался возможности поработать с ней. «Однажды я попросил Степанову и Прудкина высказать свое мнение по поводу одной из сцен “Живого трупа”. Потом предложил свое решение. Их реакция была поразительна. Оба, внимательно выслушав меня, секунду молчали, а потом, не сговариваясь, засмеялись. Этот смех лучше всяких слов означал, что они меня поняли.
Затем не последовало ни одного лишнего вопроса. Мастерство их такое, что раз они поняли и согласились, значит, сделают. Это было чуть ли не первое наше знакомство.
С тех пор я с нетерпением жду прихода этих людей на каждую свою репетицию. Любопытные, неуставшие глаза, ясный ум».
Сегодня в 19:00 смотрите в группах театра в социальных сетях спектакль «Милый лжец» с Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым. Телеверсия Анатолия Эфроса.
>  22 ноября
«Ювенильное море»: фильм о создании спектакля
Сегодня на Малой сцене мы играем «Ювенильное море» по мотивам повести Андрея Платонова — первую премьеру этого сезона.
Прозу Андрея Платонова редко ставят на сцене — считается, что его тексты сложно интерпретировать в театре, что язык платоновской прозы почти невозможно визуализировать. Режиссер Наталья Назарова решила опровергнуть этот стереотип и выиграла. Зачем она решила рискнуть? Почему называет «Ювенильное море» комедией?
Какие удивительные открытия совершила вместе с командой артистов Художественного театра?
О «гоголевском» смехе сквозь слезы, о том, как отсутствие романтизма и большой идеи, ради которой стоит жить оборачивается цинизмом и пустотой в нашей сегодняшней жизни, о преодолении платоновской «правдой» театральной условности — в нашем фильме об истории создания спектакля.

>  20 ноября
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
Информируем вас о новых изменениях в нашем репертуаре.

Отменяются следующие спектакли:
28 ноября – «Примадонны»,
5 декабря – «Месяц в деревне» на Основной сцене и «Сахарный немец» на Малой сцене,
13 декабря – «Месяц в деревне».

Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок с сегодняшнего дня до пяти дней после даты отменённого спектакля. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.

5 декабря на Основной сцене будет сыгран спектакль «Мастер и Маргарита» — это перенос спектакля, который не состоялся 3 апреля. Билеты действительны!

13 декабря на Основной сцене состоится спектакль «Серёжа». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  20 ноября
Перенос спектакля «Мастер и Маргарита» со 2 и 3 апреля
Дорогие зрители!
Определились новые даты спектакля «Мастер и Маргарита», который должен был состояться весной: со 2 апреля спектакль переносится на 29 ноября, с 3 апреля — на 5 декабря. Билеты действительны!
Если новые даты вам не подходят, билеты можно вернуть по месту покупки в срок до 25 и 30 ноября соответственно.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
>  20 ноября
Спектакли, перенесённые на декабрь
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание: часть спектаклей, представленных в афише на декабрь, должна была состояться ранее, но из-за нестабильной эпидемиологической ситуации была перенесена на новые даты.

27 марта — Мхатовский вечер «Круг чтения» — 13 декабря
2 апреля — «Телефон доверия» — 9 декабря
14 октября — «19.14» — 11 декабря
23 октября — «Ювенильное море» — 3 декабря
26 октября — «Пролётный гусь» — 15 декабря
31 октября — «Бег» — 6 декабря
28 ноября — «Месяц в деревне» — 24 декабря
29 ноября — «Месяц в деревне» — 25 декабря

Приобретённые билеты действительны.

>  19 ноября
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре произошли изменения. 

Премьерные показы спектакля «Месяц в деревне», назначенные на 28 и 29 ноября, переносятся на 24 и 25 декабря соответственно. Билеты действительны.
Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки в срок до 2 и 3 декабря включительно.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

Спектакль «Сахарный немец», назначенный на 29 ноября на Малой сцене, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 3 декабря. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.

28 ноября на Основной сцене состоится спектакль «Примадонны». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.

29 ноября на Основной сцене будет сыгран спектакль «Мастер и Маргарита». На него действительны билеты, приобретённые на спектакль «Мастер и Маргарита», который должен был состояться 2 апреля.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  19 ноября
Ушёл из жизни Сергей Бархин


Едва ли не каждый день приносит нам вести, с которыми невозможно смириться. Сегодня на 83-м году жизни умер Сергей Михайлович Бархин. Один из тех сценографов, что становились полноправными сотворцами режиссеров, вместе придумывали и воплощали на сцене свои неповторимые миры. Будь то Олег Ефремов, с которым Бархин сделал несколько спектаклей в «Современнике», в том числе «Чайку» и «Народовольцев». Или Генриетта Яновская и Кама Гинкас – разве можно представить себе их авторский театр без сценографии Бархина? «Good-byе, America!!!» и «Собачье сердце», «Черный монах» и «Дама с собачкой», «Гроза» и «Соловей», «Скрипка Ротшильда» и «Нелепая поэмка» – эти и другие, ставшие классическими постановки они создавали вместе. Или Миндаугас Карбаускис – кажется, что Бархин в последние годы был настоящим ангелом-хранителем Театра имени Маяковского, неслучайно он осенил своим талантом не только спектакли, но и сам этот дом на Большой Никитской, став автором концепции нового цветового решения Основной сцены и нового занавеса.
В Московском Художественном театре Сергей Михайлович Бархин оформил два спектакля: «Татуированную розу» Романа Виктюка, шедшую на протяжении почти тридцати лет, – только позавчера мы вспоминали ее по не менее трагическому поводу, в связи с уходом из жизни Романа Григорьевича. И «Обрыв» Адольфа Шапиро. Одна из рецензий на «Обрыв» начиналась с такой фразы: «Когда открывается мхатовский занавес, первое чувство — изумление». Эти слова можно было бы отнести к немалому количеству оформленных Бархиным спектаклей.
Сергей Михайлович оставил несколько прекрасных книг – мемуары, исследования истории своей семьи, в которой были знаменитые архитекторы (по проекту его деда Григория Бархина в Москве было выстроено здание «Известий», а папа Михаил Бархин стал одним из авторов неосуществленного проекта здания Государственного театра имени Вс. Мейерхольда). А еще Сергей Михайлович писал «Заветки». Заветки – короткие рассказы или эссе, начинающиеся с некоей сентенции, с цитаты, которая запала в душу, из себя самого или других людей, от мамы Елены Борисовны до Тонино Гуэрры. Неизменно с юмором, всегда мудрые. Одна из его заветок гласила: «Разговаривай с каждым, как будто это его последний день». Бесконечно горько, что больше невозможно поговорить с Сергеем Михайловичем лично. Но наш разговор продолжается.
Московский Художественный театр приносит глубокие и искренние соболезнования семье Сергея Михайловича Бархина, а также коллегам из Московского ТЮЗа и Театра имени Маяковского.
>  18 ноября
Замена спектакля «Дуэль» 19 ноября
Уважаемые зрители!
19 ноября вместо спектакля «Дуэль» на Малой сцене состоится спектакль «Весёлые времена». Билеты действительны.
Если замена вам не подходит, билеты подлежат возврату по месту покупки до начала спектакля. Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  17 ноября
Ушёл из жизни Роман Виктюк


Горькая весть: не стало Романа Григорьевича Виктюка. Закрыта целая глава в истории театрального искусства, палитра лишилась красок… Его театр был ярок, поэтичен, провокационно смел, невероятно красив. И как палитра художника была пестра его режиссёрская судьба: Львов, Калинин, Вильнюс, Киев, Москва, Петербург… Театр Моссовета, театр Вахтангова, театр Ермоловой, «Современник», Таганка, «Сатирикон», МХАТ, наконец, собственный театр – созданный им «дом света»… Двести спектаклей, среди которых легенды: «Уроки музыки», «Квартира Коломбины», «Служанки», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «М. Батерфляй», «Двое на качелях», «Лолита»…
На горизонтах Художественного театра он появлялся трижды: в 1976 поставил пьесу М. Рощина «Муж и жена снимут комнату», в 1982 – «Украденное счастье» И. Франко и «Татуированную розу» Т. Уильямса с Ириной Мирошниченко в главной роли. Последний спектакль не сходил со сцены почти тридцать лет, это давало нам право все эти годы считать его своим, мхатовским, режиссёром.
Роман Виктюк ушёл от нас на 85-м году жизни. Годы отнимали здоровье, но не талант, не смелость мысли, не желание творить. Всего несколько лет назад, в 80-й день рождения, он открывал обновлённую сцену в своём театре на Стромынке, открывал премьерой, затем выпустил ещё несколько постановок, последнюю – «Отравленную тунику» – в марте этого года. Мы не думали, что это будет финал…
Художественный театр скорбит и выражает соболезнования родным и близким Романа Григорьевича, коллективу его Театра, всему нашему театральному сообществу. Вечная ему память.
>  17 ноября
Памяти Дмитрия Брусникина: книга «Человек размером с дом»


«Актер, режиссер, педагог и культуртрегер современного театра, он был исключительным во многих отношениях человеком — его любили и уважали практически все, он был связующим звеном традиционалистского и новаторского искусства, он вырастил несколько поколений учеников, бренд „Мастерская Брусникина“ произвел взрыв в театральном пространстве последних десяти лет. Он был высокий, красивый, всегда в хорошем расположении духа, любил собирать грибы, отлично играл в футбол, никогда не торопился и всюду успевал. Ну вот, вы уже немножко знаете нашего Дмитрия Владимировича».
Это выдержка из книги «Человек размером с дом», презентация которой состоится сегодня, в день рождения Дмитрия Брусникина. Ему могло исполниться всего 63 года…
Это издание – исследование и арт-объект, созданный художником Ксенией Перетрухиной и командой как продолжение выставки «Человек размером с дом», которая состоялась осенью 2019 года в Музее современного искусства. Экспозиция заняла пять этажей.



Слово театральному художнику Ксении Перетрухиной: «Мы задумали нечто нестандартное — потому что таким был Дима. Хочется, чтобы эта книга была необычной, чтобы ее хотелось иметь дома, рассматривать, перечитывать, показывать друзьям и обязательно детям. Чтобы она была „многоэтажной“, чтобы помимо информативности традиционной биографической книги, она была бы и субъективной, и художественной, и немного наивной одновременно. Чтобы эта книга рассказывала о Диме не только словами и фотографиями, но и самой свой формой, невербально. Это не просто книга-биография,но и арт-объект — штучная уникальная вещь».
В книгу, помимо «официальной» биографии, включены фрагменты интервью с друзьями, коллегами и близкими Дмитрия Брусникина, материалы «столов памяти», проходивших во время выставки, фотографии из личного архива семьи Брусникиных, Музея МХАТ. А также новые интервью и тексты.
Книга сделана «Мастерской Брусникина», фестивалем «Территория», Союзом театральных деятелей России и фестивалем Brusfest.
В конце ноября она появится во всех крупных библиотеках города, а также книжных магазинах. Тираж 1000 экземпляров.
>  16 ноября
120 лет со дня рождения Николая Погодина


Сегодня 120 лет со дня рождения драматурга Николая Погодина (1900–1962).
Этот обласканный советской властью автор трилогии о Ленине, две части которой – «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» – много лет шли во МХАТе, был одним из самых живых, неординарных, совестливых драматургов своего непростого времени.
Прирожденный журналист, в молодости долго работавший разъездным корреспондентом газеты «Правда», Погодин и пьесы писал как репортер – стремительно, энергично и с точными деталями. Первую свою комедию «Темп» в 1929 году он сочинил за неделю. И тут же принес ее во МХАТ, знаменитому завлиту Павлу Маркову. Марков прочел эту историю о строительстве тракторного завода и сказал: «У вас есть несомненный талант драматурга, но в пьесе нет драматургического стержня».
«Темп» вышел в 1930 году в Театре имени Вахтангова, а во МХАТе долго репетировали следующую пьесу Погодина – «Дерзость», историю о том, как тринадцать девушек и юношей решили жить коммуной. Этот сюжет Погодину тоже был известен не понаслышке, он лично знал таких ребят. Спектакль не выпустили: тема коммун в начале 30-х уже не поощрялась.
Во время войны, когда МХАТ был в эвакуации в Саратове, вышли «Кремлевские куранты». Ленина играл Алексей Грибов, известный своими характерными, а том числе и комедийными ролями, а инженера-энергетика Забелина, человека старой культуры, – Николай Хмелев. Спектакль прошел 381 раз! В 1956 году его возобновили, уже с Борисом Смирновым-Лениным и Борисом Ливановым-Забелиным.
Когда в оттепель появились новые режиссеры и драматурги, Погодин первым их приветствовал. Будучи главным редактором журнала «Театр», он открыл дорогу пьесам Александра Володина, напечатал его «Фабричную девчонку». И именно при Погодине постоянными авторами журнала стали знаменитые в будущем критики и историки театра: Наталья Крымова, Инна Соловьева, Александр Свободин, Майя Туровская, Вадим Гаевский, Нея Зоркая. Николаю Федоровичу настолько понравился спектакль Анатолия Эфроса «В добрый час!» в Центральном Детском театре, что под влиянием этой постановки он отправился на целину изучать современную молодежь. Результатом стала пьеса «Мы втроем поехали на целину», которую в 1955 году выпустил тот же ЦДТ. Спектакль вызвал грандиозный скандал. Как же прорабатывали Погодина за то, что он опорочил советских юношей и девушек, которые думают не о выполнении плана, а все больше о любви.
Финал жизни Погодина – красноречиво свидетельствующий о его совестливости – связан со МХАТом. В 1961 году Погодин написал пьесу «Альберт Эйнштейн», с критическим взглядом на ученого и на всю «прогнившую» буржуазную науку. Уже отдав пьесу во МХАТ, он поехал в Америку – своими глазами увидеть дом, где жил Эйнштейн. Все-таки журналист в нем был неистребим. Дом Эйнштейна – рядовой профессорский
коттедж, в котором продолжали жить близкие ученого – его совершенно очаровал. Рассказы об Эйнштейне заставили драматурга по-другому почувствовать своего героя. Погодин вернулся из Принстона в Москву и забрал пьесу у Художественного театра. С огромным трудом, ведь репетиции уже шли. Стал переписывать, от переживаний запил, чего делать ему было категорически нельзя. Умер Погодин через несколько месяцев после возвращения из США. 
>  16 ноября
День рождения Инны Натановны Соловьёвой


16 ноября день рождения Инны Натановны Соловьёвой – учёного, чей авторитет в театральном мире непререкаем; автора книг, настольных для каждого, кто интересуется историей русской сцены и, в частности, Художественного театра; человека, чьи знания необъятны, а свидетельства бесценны, общение с которым – счастье, честь, стимул.
Более полувека назад Инна Натановна пришла работать в Комиссию по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (позднее – Научно-исследовательский сектор Школы-студии МХАТ, который она сейчас возглавляет). Пришла уже именитым критиком, заглянула в бездну («звезд полна») МХТ, где, как и в Мировой душе, «все жизни, все жизни, все жизни…» и Цезарь с Шекспиром едины с теми, кто не виден глазом, и свершилось – Художественный театр обрёл своего Историка, своего Исследователя (а это явление даже более редкое, чем Автор театра). За эти полвека Инна Натановна Соловьёва как автор, составитель, редактор участвовала в издании множества уникальных трудов, посвящённых истории театра, и сейчас мы вновь в ожидании новой книги, к созданию которой она причастна (это будет собрание писем, адресованных МХТ).
А сегодня мы поздравляем Инну Натановну с днём рождения, желаем ей здоровья, надеемся на скорую встречу и вспоминаем недавний разговор, который состоялся в преддверии премьеры «Чайки» Оскараса Коршуноваса и был опубликован в журнале МХТ «Камергерский, 3». О Мировой душе и Высшей воле, загадке чеховской пьесы и её значении для Художественного театра теперь можно прочесть на нашем сайте по ссылке https://mxat.ru/press/2020/24892/ (с мобильных устройств статья доступна в полной версии сайта).
>  15 ноября
Премия «Звезда Театрала»-2020: голосование продолжается
Уже совсем скоро, в декабре, журнал «Театрал» подведёт итоги зрительского голосования и объявит лауреатов премии «Звезда Театрала». Сейчас ещё не поздно отдать свой голос за номинантов на сайте премии. 

Напоминаем, что мхатовцы представлены в номинациях:
«Лучшая женская роль второго плана» — Нина Гуляева, роль Бабушки в спектакле МХТ «Белые ночи»,
«Лучшая роль театрального актёра в кино»:
Максим Матвеев, роль Артёма Стрелецкого в телесериале «Триггер»,
Константин Хабенский, роль Евгения Войгина в фильме «Фея»,
«Лучший арт-ответ пандемии» — проект «Самоизолейшн хитс» ретро-группы «Сладкий мёд» (Кристина Бабушкина, Ольга Литвинова, Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, режиссёр Михаил Рахлин).

В этом году дирекция премии предложила номинантам записать видеоролики, в которых они расскажут о себе, чтобы помочь зрителям составить представление о претендентах на «Звезду» и, конечно, проголосовать. Мы представляем видео, где  своими впечатлениями о проекте «Самоизолейшн хитс» делятся коллеги номинантов.

>  11 ноября
Информация об ограничении продажи билетов с 16 ноября
Уважаемые зрители!
В связи с усилением мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, с 16 ноября сокращается объём продажи билетов на спектакли, которые состоятся в ближайшие два месяца (по 15 января 2021 г. включительно). В этот период мы будем реализовывать не более 25% мест в залах МХТ. 
Желаем вам здоровья и ждём на наших спектаклях!
>  10 ноября
Перенос спектакля «Бег» с 11 ноября на январь
Уважаемые зрители!
Спектакль «Бег», который должен был состояться на Основной сцене 11 ноября, переносится на 19 января 2021 года. Билеты действительны.
Если новая дата вам не подходит, билеты подлежат возврату по месту покупки в срок до 15 ноября включительно.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  10 ноября
Замена спектакля «Весы» 20 ноября
Уважаемые зрители!
20 ноября вместо спектакля «Весы» на Малой сцене состоится спектакль «Телефон доверия». Билеты действительны.
Если замена вам не подходит, билеты подлежат возврату по месту покупки до начала спектакля. Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  10 ноября
Дмитрий Крымов и Мария Смольникова — лауреаты «Золотой маски»!


Сегодня в режиме online были объявлены имена лауреатов Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль «Серёжа» принёс Художественному театру две награды: Мария Смольникова, исполнительница роли Анны Карениной, стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль», режиссёр спектакля Дмитрий Крымов признан лучшим режиссёром драматического театра. Создатели спектакля узнали о победе, следя за трансляцией в Портретном фойе МХТ. 





В номинации «Лучший спектакль большой формы» премия присуждена спектаклю Виктора Рыжакова «Иранская конференция», который поставлен в Театре наций при участии артистов МХТ Станислава Любшина, Авангарда Леонтьева, Игоря Верника, Светланы Ивановой-Сергеевой.
Лауреаты специальной, почётной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» были известны заранее. Среди них те, чьи имена неразрывно связаны с Московским Художественным театром: народная артистка России Нина Гуляева, историк театра Анатолий Смелянский, драматург Людмила Петрушевская, театровед Алексей Бартошевич.
Радуемся и поздравляем лауреатов!
>  10 ноября
Анатолий Смелянский — лауреат почётной премии «Золотая маска»!


Поздравляем Анатолия Мироновича Смелянского с «Золотой маской», полученной «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»!
Этот вклад действительно трудно переоценить. Анатолий Смелянский был рядом с Олегом Ефремовым, а затем и с Олегом Табаковым на протяжении почти сорока лет. Должности его в Художественном театре назывались по-разному: заведующий литературной частью, заместитель художественного руководителя, проректор, а затем и ректор Школы-студии МХАТ. Но всегда это был советчик, правая рука, человек, конгениальный художественному руководителю. По инициативе и под руководством Анатолия Мироновича во МХАТе был создан издательский отдел и реализованы крупнейшие книжные проекты, начиная от фундаментальной энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет» до самых свежих изданий – дневников артиста МХАТа Ивана Кудрявцева (2019). Смелянский – выдающийся театральный критик, историк театра, мемуарист, по его книгам будут изучать историю российской сцены ХХ века. А еще он потрясающий рассказчик, умеющий просто и увлекательно говорить о самых тонких и сложных театральных материях. Его программы на телеканале «Культура» – о Булгакове и Ефремове, Табакове и корифеях МХАТа – нужно смотреть и пересматривать.
Мы желаем Анатолию Мироновичу здоровья и вдохновения!
>  10 ноября
Поздравляем Нину Гуляеву с почётной «Золотой маской»!


Народная артистка России Нина Гуляева стала лауреатом «Золотой маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
Нина Ивановна впервые вышла на сцену Художественного театра 67 лет назад. Еще студенткой второго курса Школы-студии она играла Сережу в «Анне Карениной». Алла Константиновна Тарасова, игравшая Анну, называла худенькую маленькую девушку нежно – «наш брильянтик».
Старейшины Художественного театра любили Гуляеву. А она мечтала узнать у них «секрет»: как владеть залом, как чувствовать публику? Но этим секретом «старики» не делились – такое не расскажешь. Спустя годы она это сама почувствовала. Сделала паузу – и мертвая тишина. «Знаете, мне кажется, я вижу, чувствую, как у людей слезы наворачиваются на глазах. Вот оно – сопереживание».
Для молодой актрисы внимательное отношение старейшин театра было настоящим счастьем. «Они меня учили, – рассказывала Нина Ивановна – Анатолий Петрович Кторов спросил как-то: “Ты что готовишь в театре?” – “Майку в „Платоне Кречете“. У меня там три слова”. – “Я тебе расскажу, как из трех слов сделать громадную сцену, на пол акта”. Вот так я училась».
В кино Нина Ивановна снималась нечасто, но ее серебряный голос звучал в кино и мультфильмах. Мало кто знает, что Гуляева озвучила Анастасию Вертинскую в фильме «Человек-амфибия». Рецензенты писали: какая красивая Гуттиэре и какой голос! «Нина, ты открыла мне путь», – сказала однажды Вертинская Гуляевой. В Художественном театре их гримерки были расположены рядом.
Творчество, любовь, жизнь – все заключено для Нины Ивановны в этих стенах. В Портретном фойе МХАТа Вячеслав Михайлович Невинный, тогда просто Слава, подарил ей кольцо и сказал: «Я вас люблю и хочу иметь от вас детей». Их сын Вячеслав Невинный-младший – артист Художественного
театра.
И в самой Нине Ивановне, и в ее героинях по сей день море тепла, витальности, даже озорства. Какие кокетливые фиоритуры выводит ее Бабушка в «Белых ночах» Айдара Заббарова! И как очаровательна другая ее бабушка – из «Деревни дураков» Марины Брусникиной.
Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Нину Ивановну Гуляеву с наградой и желает ей здоровья и творческого настроения!
>  10 ноября
Дополнительный спектакль «Северный ветер» 18 ноября
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре дополнение: 18 ноября на Малой сцене состоится спектакль Ренаты Литвиновой «Северный ветер».
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов на эту дату — от 2500 до 4000 рублей.
>  9 ноября
Новые исполнители
9 ноября роль эрцгерцогини Штирии Марии в спектакле «Спящий принц» впервые исполнит Ольга Воронина, роль барона Шварца – Георгий Ковалёв.

Роль Бабушки в «Пролётном гусе» 10 ноября сыграет Юлия Чебакова.
>  6 ноября
Памяти Михаила Жванецкого
«Как в один день всё становится зелёным, как в один день всё становится жёлтым, так в один день всё становится белым…»
Так в один день становится пусто.
Прощайте, Михал Михалыч!..

>  6 ноября
Международная премия Станиславского


Сегодня стали известны имена лауреатов Международной премии Станиславского этого года. Среди них – заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова, она награждена за создание уникального альбома «Неизвестный Станиславский», в котором впервые в полном объёме были опубликованы рисунки основателя МХТ (материалы к постановкам, эскизы декораций, костюмов и гримов). С формулировкой «За преданное служение театру» премии удостоена Ирина Корчевникова, много лет работавшая в Художественном театре и возглавлявшая Музей МХАТ. 
Мы от души поздравляем Марфу Николаевну, Ирину Леонидовну и всех лауреатов с наградой!
В этом году у премии Станиславского юбилей – она вручается в 25-й раз. Церемония награждения состоится 30 ноября в Бетховенском зале Большого театра.
>  6 ноября
Отмена вечера «Мхатовские пятницы» с Алёной Хованской
Уважаемые зрители!
Встреча с актрисой Алёной Хованской, которая должна была состояться 20 ноября в рамках цикла «Мхатовские пятницы», отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 24 ноября. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  6 ноября
Фильм Анатолия Смелянского «Художественный театр. Два Олега»


7 ноября в Художественном театре должен был состояться вечер, посвященный 85-летию Олега Павловича Табакова. Однако по известным причинам, связанным со сложной эпидемиологической обстановкой, вечер перенесли на весну. А месяцем ранее мы договорились с Анатолием Смелянским, что накануне вечера покажем его фильм «Художественный театр. Два Олега» и авторское предисловие — в качестве анонса. И эта часть программы осталась неизменной.
Фильм «Художественный театр. Два Олега» вы сможете увидеть здесь и на нашем Youtube-канале сегодня, 6 ноября, в 19:00.

>  5 ноября
Вечер памяти Иннокентия Смоктуновского переносится на весну
Уважаемые зрители!
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией мы вынуждены повторно отложить проведение вечера памяти Иннокентия Смоктуновского «У каждого свой листопад…». Приуроченный в марте к юбилею артиста, он был перенесён на 14 ноября, а сейчас вновь передвигается на весну (точная дата будет объявлена позже). Купленные билеты по-прежнему действительны, но если вы захотите их сдать, это можно сделать по месту покупки в срок по 18 ноября. Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  4 ноября
Отмена спектакля «19.14»
Уважаемые зрители!
Спектакль «19.14», который мы планировали сыграть сегодня на Малой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 8 ноября. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  4 ноября
Ушёл из жизни Фаустас Латенас


В ночь с 3 на 4 ноября на 65 году жизни не стало Фаустаса Латенаса.
Музыкант огромного дарования, он писал симфоническую и вокальную музыку, но для людей театра в первую очередь был и остается театральным композитором. Невозможно забыть его музыку к спектаклям Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова, Константина Богомолова, его космические, хватающие за душу темы из «Гамлета» и «Отелло», «Макбета» и «Короля Лира», «Евгения Онегина» и «Пристани», «Царя Эдипа» и «Троила и Крессиды», «Дяди Вани» и «Чайки». Эта музыка, эти темы действовали на всех, были близки и понятны всем – от неискушенных зрителей до тех, кто улавливал изящную игру, перекличку с композиторами прежних эпох, которую Латенас любил включать в свои работы. Немногословный, сдержанный, очень теплый человек, Фаустас нечасто раскрывался в беседе, но если это происходило, это всегда был разговор о глубоких, тонких, внебытовых вещах.
В Московском Художественном театре Латенас участвовал в создании трех постановок: спектаклей «Событие» и «Идеальный муж. Комедия» Константина Богомолова, «Сахарный немец» Уланбека Баялиева. На сцене МХТ шел первый вариант «Чайки» Константина Богомолова, спектакля Театра Олега Табакова, музыку к которому тоже писал Латенас.
Уход Фаустаса Латенаса – огромный удар по всему театральному миру, удар, с которым невозможно смириться. Коллектив МХТ имени А. П. Чехова выражает глубокие и искренние соболезнования родным, близким, друзьям композитора, а также нашим коллегам из московского Театра имени Евг. Вахтангова.
>  3 ноября
Премьера видеоверсии: «Ночь поэзии» в «Ночь искусств»


3 ноября 2020 года в России проходит ежегодная культурно-образовательная акция «Ночь искусств», завершающая годовую серию «культурных ночей» («Ночь в музее», «Ночь в театре», «Библионочь»). Она проводится восьмой год подряд, но в этот раз впервые в формате онлайн. Музеи, театры, библиотеки, выставочные и концертные залы представляют пользователям Сети лекции об искусстве, показы концертов и спектаклей, виртуальные экскурсии (с полным перечнем мероприятий можно ознакомиться на сайте акции https://artnight.culture.ru/).

Художественный театр в «Ночь искусств» предлагает вспомнить «Ночь поэзии в МХТ», которая состоялась в сентябре этого года. Режиссёр Марина Брусникина объединила в её программе Пушкина и интернет-поэзию, корифеев театра и студентов Школы-студии МХАТ, актёров-исполнителей и самих авторов – современных поэтов.




>  2 ноября
Замена спектакля «Дорогое сокровище» на «Весы»
Уважаемые зрители!
3 ноября вместо спектакля «Дорогое сокровище» на Малой сцене состоится спектакль «Весы». Билеты действительны.
Если замена вам не подходит, билеты можно вернуть по месту покупки до начала спектакля.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  2 ноября
Продажа билетов на декабрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на декабрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 7 ноября в 12:00.
Бронирование билетов на спектакли декабря по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 9 ноября с 12:00.
По решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест.
>  2 ноября
День рождения Раисы Максимовой
2 ноября день рождения у актрисы Художественного театра Раисы Викторовны Максимовой. Год назад мы отмечали ее 90-летний юбилей, который она встретила на сцене, играя в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». А в сентябре этого года Указом Президента РФ народная артистка России Раиса Максимова была награждена Орденом Александра Невского — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства.
Мы поздравляем Раису Викторовну с днем рождения, желаем крепкого здоровья, вдохновения и счастья! А счастьем, по ее собственному признанию, для нее всегда была сцена, на которую она впервые ступила в 17 лет.
«Меня восхищает одержимое служение профессии, люди, одержимые сильнее всех, — даже самых талантливых! Они и есть — самая суть театра», — говорит о Раисе Максимовой Рената Литвинова. Представляем сегодня их беседу, откровенный и доверительный разговор о таланте, судьбе, цене успеха и праве оставаться собой.

>  1 ноября
75 лет со дня смерти Николая Хмелёва


В этот день 75 лет назад умер Николай Хмелёв. Это произошло 1 ноября 1945 года прямо в театре, после генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» – в пьесе Алексея Толстого об Иване Грозном Николай Павлович играл главную роль. Было ему всего 44 года.
Ведущий артист МХАТа, назначенный после смерти Немировича-Данченко художественным руководителем театра, Хмелёв жил буквально на износ. Врач Кремлёвской больницы Коган даже сказал ему как-то, что он играет с огнём и должен кардинально изменить свой образ жизни, а не то сгорит. Хмелёв руководил МХАТом, где у него была огромная нагрузка, играл на сцене, ставил спектакли в Театре имени Ермоловой и в театре «Ромэн», в котором работала его жена, цыганская актриса и певица Ляля Чёрная.
Вот как в своей книге «Адмиральша» вспоминает об этом трагическом дне Кира Головко, игравшая в «Трудных годах» княгиню Анну Вяземскую:
«Я сидела в гриме и ждала своего выхода. Вдруг Николай Павлович подошёл ко мне и сказал: “Ляля обещала прийти. Не сочти за труд, как только она появится в театре, пройди за кулисы и дай мне знак, что Ляля в театре”. Но она не пришла. А около двух часов дня Хмелёв, подойдя к рампе, оступился, его подхватили и усадили в кресло первого ряда. Потом мне рассказывали, что он стал терять сознание, речь стала затруднительной, он порывался на сцену, но его уложили на кушетку, которую поставили в проходе. Я рядом не была, поскольку дежурила у входа, боясь пропустить Лялю. Её разыскали только к вечеру, когда актёр в окружении врачей лежал в комнатке, примыкающей к директорской ложе. Там ему поставили кровать из какого-то спектакля. Он лежал парализованный, его пытались разгримировать, но он сопротивлялся, пока был в чувствах. Когда наконец Ляля узнала о случившемся, она прибежала во МХАТ и стала тормошить Хмелёва: “Николка, вставай, домой пойдём. Николка, не молчи!” Но врачи увели ее.
Я не находила себе места, но в ту комнатку никого не пускали, и подошло время готовиться к спектаклю (в тот вечер мы играли “Мёртвые души”). Когда зрители заполняли зал, никто из них, конечно, не подозревал, что здесь, за стенкой, умирает 44-летний Хмелёв. У меня была небольшая роль губернаторской дочери, я появлялась только в сцене на балу и в танце с губернатором, которого блестяще играл Виктор Станицын, я услышала от него: “Коля перестал дышать”. У меня потекли слёзы, которые он же мне и вытирал. После спектакля я не могла оставаться в театре: пошла домой – горько рыдала всю дорогу».
Свидетельницей произошедшего была и Софья Пилявская: «Со сцены весёлая музыка “вечеринки”, а сюда, в этот маленький кабинет с окном во двор театра, приходили потихоньку плакать актёры и многие, кто не был занят здесь и в филиале…
Увозили его после того, как разошлась публика. Выносили через запасной ход во двор, где толпой стояли все из обоих наших театров, прощаясь с нашим молодым руководителем. Ведь было ему всего 44 года!»