> 31 августа 112-й сезон открыт Сегодня днём в Московском Художественном театре состоялся общий сбор труппы, ознаменовавший открытие 112-го сезона. Художественный руководитель театра Олег Павлович Табаков поздравил труппу с началом нового сезона и рассказал собравшимся о замыслах и планах, ближайшие из которых включают в себя несколько постановок по русской классике. Так, в ноябре планируются сразу две премьеры: на Малой сцене режиссёр Марина Брусникина представит «Дворянское гнездо» по роману И. С. Тургенева (в главных ролях — Дмитрий Дюжев, Нина Гуляева, Наталья Егорова, Эдуард Чекмазов); на Основной сцене ожидается «Иванов» А. П. Чехова в постановке Юрия Бутусова и декорациях Александра Боровского (в роли Иванова — Андрей Смоляков). В январе театр планирует выпустить на Основной сцене спектакль Адольфа Шапиро «Обрыв» по роману И. А. Гончарова в оформлении Сергея Бархина с Ольгой Яковлевой и Анатолием Белым в главных ролях. На конец февраля намечена премьера спектакля дебютирующего в МХТ режиссёра, создателя петербургского «Небольшого драматического театра» Льва Эренбурга — «Васса Железнова» по второму варианту пьесы М. Горького с Евгенией Добровольской в заглавной роли. До конца сезона театр также планирует выпуск спектакля «Дуэль» на Малой сцене — постановку по повести А. П. Чехова осуществит Антон Яковлев, в спектакле будут заняты Анатолий Белый, Дмитрий Назаров, Елена Панова, Ольга Васильева. Никогда прежде не игравшуюся в России пьесу Гарольда Пинтера «Теплица» поставит в МХТ режиссёр Андрей Могучий, на главную роль в этом спектакле Олег Табаков назначает себя. А «Женитьба» Н. В. Гоголя будет доверена режиссёру-дебютанту Игорю Золотовицкому. Также в нынешнем сезоне в театре планируются новые постановки режиссёров Кирилла Серебренникова, Евгения Писарева, Виктора Рыжакова. Не забудет театр и о своих традициях. 9 ноября на Малой сцене состоится вечер памяти выдающегося актёра, Народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова, которому в ноябре этого года исполнилось бы 80 лет. Также в этом сезоне Художественный театр совместно с МАРХИ примет участие в юбилейных мероприятиях и изданиях, посвящённых 150-летию архитектора Фёдора Шехтеля. 65-летие Победы в Великой Отечественной войне МХТ отметит театральным проектом, который станет данью памяти павшим и выражением признательности и почтения ветеранам. Несмотря на насыщенный график работы над новыми спектаклями, театр продолжит и свою гастрольную деятельность. Так, с 9 по 21 сентября состоятся традиционные гастроли в Санкт-Петербурге на сценах БДТ и МДТ. Причём, в гастрольной афише будут представлены сразу три премьеры — «Трёхгрошовая опера», «Крейцерова соната» и «Пиквикский клуб». Под эгидой фестиваля «Золотая маска» в Петербурге будут показаны «Господа Головлёвы» и «Кармен. Этюды», а спектакль «Белая гвардия», помимо питерской публики, осенью увидят зрители Челябинска и Уфы. Спектакль «Старосветские помещики» в октябре будет сыгран в столице Италии в рамках фестиваля «Дни Гоголя в Риме». В этом сезоне труппа театра пополнилась двумя молодыми артистами. Художественный руководитель представил их коллективу. Это выпускники Школы-студии МХАТ (курс Константина Райкина) Артём Быстров и Алексей Варущенко. Не обошёл Олег Павлович и печальный сюжет, омрачивший вторую половину прошлого сезона: «В жизни нашего театра бывали не раз уголовные сюжеты. У нас в 37 году арестовали директора театра Аркадьева за то, что тот дал неверную информацию газете Правда. Арестовали, потом расстреляли. Посадили вскоре другого директора, чтоб люди театра знали, что неприкасаемых нет даже в великом МХАТе им. Горького. Тогда считалось возможным, что следователь мог обещать Мейерхольду, попавшему к нему на допрос, что он в два дня превратит его из великого режиссера в говно. Мы живем в другом государстве, в другой стране, в которой мнение следователя 39 года уже не является основополагающим. Так мне кажется. Тем не менее, надо смотреть на вещи реально. Государство не понесло ущерба, деньги остались целы, но закон был нарушен. Можно обсуждать несовершенство наших законов, которое толкает людей на всякие изобретения. Законы и порядки надо совершенствовать. Но я бы сделал и другой вывод для всех, кто у нас занимается экономикой. Действовать в рамках действующего закона все же правильнее и достойнее, чем обходить его. Легче сохранить достоинство. И еще один, может быть, главный урок. В жизни МХАТа было много драматических страниц, но что осталось в истории? Остались спектакли, остались актерские свершения, осталась радость искусства, все остальное, имеющее отношение к театральному быту, ушло в небытие. Вот как у нас в Саратове, когда Волга разливается, какого только мусора и хлама не приносит с собой вода. А потом река входит в берега, самоочищается и продолжает свою долгую жизнь. Этот театр рассчитан надолго. Меня не будет, всех нас не будет, но Художественный театр будет жить. Поэтому надо в десять раз лучше и больше работать, искать новые пути в искусстве, дать голос той трудной жизни, которая нас окружает, переплавить все наши неприятности в хорошие спектакли. Уверяю вас, останется только это, все остальное уйдет». Закончился сбор труппы поздравлением наших коллег, чьи юбилеи выпали на летнее межсезонье. Это осветитель Владимир Графов, начальник звукоцеха Лариса Терентьева, главный врач театра Эмма Брук, главный администратор Валентина Иванова и Народная артистка России Наталья Тенякова, которую поздравили не только с красивой датой, но и с рождением второго внука. > 31 августа Новые исполнители в «Пиквикском клубе» 3 сентября в спектакле «Пиквикский клуб» роли миссис Бардль и Малютки Бардля впервые исполнят Ольга Барнет и студент Школы-студии МХАТ Родион Долгирев. |