>  29 июня
65 лет со дня рождения Романа Козака


Сегодня, 29 июня, мы вспоминаем Романа Ефимовича Козака — замечательному режиссеру, актеру, педагогу могло бы исполниться 65 лет. С Художественным театром он был связан кровными узами, которые никогда не прерывались, даже когда Роман Ефимович возглавил Театр имени Пушкина. Роман Козак ушел из жизни 12 лет назад, но любовь к этому бесконечно одаренному, мудрому и доброму человеку всегда с нами. Подробнее о Романе Козаке читайте в нашей новой статье на Дзен-канале МХТ имени А. П. Чехова.
>  25 июня
Новый проект МХТ «Ландшафтный театр»
Московский Художественный театр выходит за пределы привычного сценического пространства и запускает новый проект «Ландшафтный театр» в рамках поддержки театров малых городов России, а также отечественного туризма. Вдохновитель проекта – художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский.
На днях Художественный театр со спектаклем «Моя жизнь» побывал на гастролях в Ельце. И там же 24 июня состоялся первый спектакль ландшафтного театра. На берегу реки Быстрая Сосна мхатовские актеры Елизавета Ермакова, Антон Лобан, Иван Дергачев, а также актер елецкого театра «Бенефис» Евгений Ермаков при участии Константина Хабенского и режиссёра Дениса Азарова ровно за полчаса (время отмерялось песочными часами) разыграли перед зрителями сюжет «Гамлета». Никаких специальных эффектов, музыкального оформления, декораций – только актеры и природа вокруг.
На месте представления был установлен дорожный столб, на котором указано расстояние до МХТ имени А. П. Чехова и елецкого театра «Бенефис». Подобные столбы появятся в каждом городе, где будут проходить спектакли проекта.

Репортаж телеканала «Елец ТВ»:



Фоторепортаж Анны Гущиной и Александра Замалаева.
>  24 июня
Новые исполнители


26 июня роль Ангелики в спектакле Адольфа Шапиро «Мефисто» впервые исполнит Софья Евстигнеева.

27 июня в спектакле Александра Молочникова «19.14» впервые примет участие выпускник Школы-студии МХАТ этого года Павел Филиппов. Он сыграет Гаврило Принципа и французского солдата Жака.

29 июня заслуженный артист России Станислав Дужников впервые сыграет Сергея Сергеевича в спектакле «Телефон доверия» (режиссёр Юрий Кравец).
>  23 июня
100-й спектакль «Лёха…»


Сегодня на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова в сотый раз будет сыгран спектакль «Лёха…» режиссёра Данила Чащина по пьесе Юлии Поспеловой. Это очень простая история о пожилом человеке с нестареющей душой и нерастраченной жаждой любви. Главный герой – дедушка молодой женщины, от чьего лица ведётся рассказ. Самый обычный человек, со своим багажом горестей и радостей, но играет его Виктор Кулюхин так точно и внутренне лирично, что в его героя хочется вглядываться. И сам «Лёха…» – спектакль, на первый взгляд, с весьма прозаическим, бытовым сюжетом, наполнен внутренней поэзией. Неудивительно, что появившись на свет в 2016 году в ходе одной из режиссёрских лабораторий театра, он занял прочное место в репертуаре МХТ. 
От всей души поздравляем всех создателей и участников постановки!
>  22 июня
125 лет со дня встречи основателей МХТ в «Славянском базаре»


Сегодня, 22 июня, 125 лет со дня исторической встречи в ресторане «Славянский базар», во время которой К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко договорились о создании нового театра. Длилась она больше 18-ти часов: с двух часов дня 22 июня, когда К. С. и В. И. закрылись в отдельном кабинете ресторана, и до утра 23-го, когда Станиславский предложил все-таки покинуть насквозь прокуренное помещение и поехать к нему на свежий воздух в Любимовку. Поехали – разговор продолжали и по дороге, и в самом имении. Обсуждали буквально все – от репертуара и состава труппы, в которую должны были войти артисты-любители из Общества искусства и литературы и выпускники курса Немировича-Данченко в Филармоническом училище, до этических правил и финансовой схемы организации театра. Поражались и радовались единодушию во взглядах на сценическое искусство, общности мировоззрения. Как мы знаем, это чувство общности не всегда связывало основателей Художественного театра, отношения у них в дальнейшем были весьма сложными. Но это потом – а тогда, летним днем 1897 года, им удалось заложить основу главного дела
своей жизни, дела, которое, как выяснилось, было наделено своими создателями таким колоссальным запасом творческой энергии, таланта и прочности, что оно оказало влияние на весь мировой театр.

>  17 июня
Новые исполнители


20 июня роль Томаса в спектакле «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» впервые исполнит Николай Сальников.
>  9 июня
150 лет со дня рождения Константина Марджанова


Сегодня, 9 июня, 150 лет со дня рождения выдающегося режиссера Константина Марджанова (1872 – 1933). В Московском Художественном театре этот уроженец Грузии (настоящее имя его было Котэ Марджанишвили) состоял всего три года, с 1910 по 1913-й, но влияние МХТ испытывал на себе много лет. Еще даже не видя постановок МХТ, а только читая и слыша о них, Марджанов уже увлекся идеями Станиславского и Немировича-Данченко: в начале ХХ века ставил в Перми «Вишневый сад», «На дне», «Мещан», ориентируясь на находки МХТ. 
В 1910 году его, после работы в самых разных театрах, пригласили в МХТ: труппе необходим был режиссер. Деятельность Марджанова не всегда была на виду: ему часто поручали «разминать» спектакли до того, как в процесс репетиций включатся основные постановщики – так было с «Гамлетом» Гордона Крэга и с «Братьями Карамазовыми» Немировича-Данченко. Он готовил отрывки по «Макбету» с молодыми актерами. Марджанов был необыкновенно темпераментным, энергичным человеком, который умел зажигать других – естественно, идеи в нем просто бурлили. Он мечтал о самостоятельных постановках – «Принцессе Мален» Метерлинка, «Мертвом городе» Д’Аннунцио, но они не состоялись. Зато он поставил «У жизни в лапах» Гамсуна, спектакль, который полюбила публика. А еще «Пер Гюнта» с декорациями Николая Рериха, музыкой Грига и ярким актерским составом – в спектакле играли Леонидов, Коонен, Коренева. Это была его попытка создать синтетическое зрелище, где бы сценография, музыка, пластика были столь же важны, как и актерская игра. Попытка не очень удачная.
Свои идеи о синтетическом спектакле Марджанов воплотил в жизнь в Свободном театре, который он организовал после ухода из МХТ. В Свободный театр Марджанов переманил и Алису Коонен, что стало большим ударом для основателей Художественного театра. Из-за финансовых проблем и конфликта с антрепренером Свободный театр просуществовал всего лишь сезон, с осени 1913 года до весны 1914-го, но так ярко заявил о себе, что вошел в историю. 
Потом у Марджанова была еще большая жизнь – работа в Петрограде и в Киеве, возвращение в 1922 году в родную Грузию, постановки в театре имени Руставели, в Грузинском театре оперы и балета, создание в 1928 году театра, который сегодня носит его имя.
Многие актеры с удовольствием вспоминали о работе с этим ярким человеком. Вот, например, артист оперетты Григорий Ярон: «Все игравшие в спектаклях Марджанова никогда не забудут, как он замечательно работал с актерами, как он “подбрасывал” деталь, жест, интонацию. С каждой репетицией роль становилась глубже, вернее, ярче. Актеры играли у него в большинстве случаев во всю полноту своего дарования, ибо любой маленький актерский намек он немедленно развивал, обогащал, доводил до предельной яркости».
>  8 июня
Премьера: «Местные» Михаила Милькиса по пьесе Александра Ремеза
19 июня на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова впервые будет сыгран спектакль «Местные». Созданный режиссёром Михаилом Милькисом в пространстве Боярских палат СТД, спектакль нашёл своё место в Художественном театре. В «Местных» заняты молодые актёры, выпускники Школы-студии МХАТ 2018 года, ученики Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова: Алёна Митрошина, Антон Лобан, Дмитрий Сумин, Даниил Феофанов, Глеб Дегтярёв.



Пьеса «Местные» написана Александром Ремезом (1954 – 2001), одним из самых интересных авторов 1970-80-х годов. Сегодня, к сожалению, он практически забыт, между тем, его пьесы были новаторскими для своего времени. В 1970-е годы Ремез был участником семинара драматургов, который вёл знаменитый Алексей Арбузов. На этом семинаре занимались Людмила Петрушевская, Алексей Казанцев, Виктор Славкин, Аркадий Инин, Ольга Кучкина. Ремез был самым молодым из них – всего 24 года! – и невероятно активным: говорят, к своим 30-ти годам он написал уже около ста пьес. Он сам себя называл «яростным приверженцем молодёжной тематики», так что влиятельный театральный критик Наталья Крымова (она одно время вела с Арбузовым этот семинар) даже сделала ему такую надпись на своей книге: «Саше Ремезу, которому не без успеха следует сам Арбузов». Это был намек на только что вышедшую пьесу Арбузова «Жестокие игры», которая тоже рассказывала о современной молодёжи – и, возможно, была написана не без влияния учеников.



Громкий скандал произошел после показа пьесы Ремеза «Автопортрет», устроенного Иосифом Райхельгаузом в Театре имени Станиславского в 1978 году. Дело в том, что в конце 1970-х художественный руководитель этого театра, замечательный актёр Андрей Попов позвал к себе работать трёх своих учеников, трёх молодых режиссёров – Анатолия Васильева, Иосифа Райхельгауза и Бориса Морозова. Райхельгауз репетировал «Автопортрет» – пьесу о молодом художнике, но спектакль не разрешили к показу. Райхельгауз, человек свободолюбивый, тем не менее представил постановку зрителям. Да ещё перед началом сказал несколько слов о том, что несмотря на запрет, мы будем играть этот спектакль! В результате постановщика «Автопортрета» уволили из театра, прицепившись к отсутствию у него московской прописки, а через некоторое время выгнали и всю команду молодых режиссёров.
Александр Ремез писал разные пьесы – в том числе и исторические: например, о Лике Мизиновой или об Александре Ульянове (спектакль назывался «Путь» и был выпущен в 1981 году во МХАТе режиссёром Валерием Саркисовым и руководителем постановки Анатолием Васильевым).
«Местные» – пьеса, которая и сегодня выглядит на редкость актуально. Она исследует природу насилия: несколько красивых и благополучных молодых парней, студентов юридического факультета, приезжают «на картошку», сталкиваются с местными и… обнаруживают в себе зверя.
>  7 июня
Изменения в репертуаре 10 июня
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре произошли изменения. 

10 июня на Основной сцене МХТ вместо спектакля «Лес» будет сыгран спектакль «Мужья и жёны».
Билеты действительны. Если вам не подходит замена и вы хотите вернуть билеты, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

В этот же день, 10 июня, на Малой сцене отменяется спектакль «Весёлые времена».
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 14 июня. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  7 июня
8 июня — отмена спектакля «Дорогое сокровище»
Уважаемые зрители!
Спектакль «Дорогое сокровище», назначенный на 8 июня на Малой сцене, отменяется в связи с болезнью артиста.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 12 июня. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  7 июня
Лекция филолога Натальи Кольцовой «Евгений Замятин. Англичанин из Лебедяни»


21 июня в 19.00 на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится лекция филолога Натальи Кольцовой «Евгений Замятин. Англичанин из Лебедяни». Лекция посвящена постановке на сцене Московского Художественного театра раннего рассказа Евгения Замятина «Чрево» (реж. Андрей Гончаров).

В лекции рассматривается вопрос об основах художественного мира Евгения Замятина, о драматургичности и сценичности его прозы, составляющей основу авторского наследия. Возможно ли перенесение на сцену главного произведения писателя — романа «Мы»? Как складывались отношения Замятина с театром и другими видами искусства – с живописью и музыкой? Кто из представителей и преемников Серебряного века внутренне близок ему и с кем его связывали творческие и дружеские отношения? Возможно, ответы на эти вопросы помогут прояснить и главный — почему современный театр редко обращается к творчеству этого «гроссмейстера», мастера, непревзойденного стилиста — словом, настоящего классика русской литературы, каким его по праву считали современники.

Наталья Кольцова — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ им. М. В. Ломоносова и кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А. М. Горького. Профессиональные интересы в основном включают в себя историю русской прозы 1920–40-х годов, творчество Евгения Замятина, Юрия Олеши, Михаила Булгакова. Автор повести для детей «Дракула» (издательство «Детская литература», 2020).

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru
В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  6 июня
Внимание: 7 июня проект «АРТХАБ» (эскиз спектакля «Друг мой») начнётся в 18.00
Уважаемые зрители лабораторного проекта «АРТХАБ»!
Просим обратить внимание: 7 июня показ эскиза по пьесе Константина Стешика «Друг мой» (режиссёр Пётр Шерешевский) начнётся на час раньше: в 18.00, а не в 19.00, как было объявлено ранее.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  6 июня
7 июня — замена спектакля «Мастер и Маргарита» на «№ 13D»
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание: 7 июня на Основной сцене МХТ вместо спектакля «Мастер и Маргарита» будет сыгран спектакль «№ 13D».
Билеты действительны. Если вам не подходит замена и вы хотите вернуть билеты, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  6 июня
Памяти Темура Чхеидзе


Печальная весть пришла вчера из Грузии – не стало режиссёра Темура Чхеидзе.
Он поставил около 80 спектаклей в ведущих театрах Грузии, России, Италии, Франции, США; в 2000-е был главным режиссёром, а затем художественным руководителем БДТ. В его необъятной биографии есть и мхатовские страницы.
В 1982 году по приглашению Олега Ефремова Темур Нодарович поставил во МХАТе «Обвал» Михаила Джавахишвили. Это было редкое соединение безупречного ансамбля и превосходных актёрских работ Станислава Любшина, Сергея Юрского, Екатерины Васильевой, Алексея Петренко…
И Олег Табаков, приняв Московский Художественный театр, тоже обратился к Чхеидзе с приглашением к сотрудничеству. В 2001 году состоялась премьера «Антигоны» Жана Ануя – трагедии, где сталкивались две неодолимые правды, где все были правы и виноваты. Главные роли в этом прекрасном и глубоком спектакле сыграли Марина Зудина и великий грузинский актёр Отар Мегвинетухуцеси (это была его первая роль на русском языке).
Олег Табаков говорил о Темуре Нодаровиче: «Прирождённый и могучий режиссёр Темур Чхеидзе вместе с тем – тихий грузинскй интеллигент. Он не из застолья, он из литературы, из искусства…»
Московский Художественный театр с благодарностью вспоминает работу с Темуром Нодаровичем Чхеидзе и выражает соболезнования его семье, друзьям и коллегам.
>  3 июня
Юбилей Вячеслава Жолобова


Сегодня, 3 июня, исполняется 75 лет народному артисту России Вячеславу Ивановичу Жолобову.
В юности он пытался обмануть судьбу: с ранних лет тяготея к театру, пошёл учиться в авиационный техникум. Но вскоре бросил его ради Школы-студии МХАТ. В 1970 году, заканчивая курс Александра Карева, в дипломном спектакле по булгаковской «Кабале святош» Вячеслав Жолобов сыграл Людовика Великого. И в дальнейшем, став актёром Художественного театра, часто играл аристократов, вельмож, роковых героев – выбор режиссёров определяли не только его талант и мастерство, но и благородная красота, стать, манеры, врождённое чувство собственного достоинства.
Начало творческого пути артиста совпало с приходом в Художественный театр Олега Ефремова, с обновлением репертуара. Вячеслав Жолобов играл много, выпуская премьеры и входя в уже идущие спектакли, – за полвека на мхатовской сцене им сыграно порядка 80 ролей! Среди них Геккерн («Последние дни»), Тибул («Три толстяка»), Воланд («Бал при свечах»), Дзержинский («Кремлёвские куранты»), Солёный («Три сестры»), Клеант («Тартюф»), Шабельский («Иванов»), Серебряков («Дядя Ваня»), граф Зигмунд фон Валенсей («Красивая жизнь»), барон Ван Свитен («Амадей») и снова Людовик Великий (эту роль в «Кабале святош» Адольфа Шапиро он принял у Иннокентия Смоктуновского). С годами Вячеслав Иванович нашёл себя в ролях характерных: играл Петровича в «Мишином юбилее», Кушака в «Утиной охоте», Дэвида Блисса в комедии «Весенняя лихорадка», Профессора в «Белом кролике». Сейчас играет Семплеярова в «Мастере и Маргарите».
В кино у Вячеслава Жолобова не меньше ролей, чем в театре. Состоялся он и в педагогике – многие годы преподавал мастерство актёра во ВГИКе и театральных вузах столицы.
В день юбилея мы от всего сердца желаем Вячеславу Ивановичу здоровья, успеха и долгих лет!
>  2 июня
Иммерсивный спектакль «Театральный роман»


29 июня в Художественном театре будет сыгран иммерсивный спектакль «Театральный роман» режиссёра Марины Брусникиной. Его презентация состоялась в этом году в рамках акции «Ночь театра», а теперь «Театральный роман» входит в репертуар. В основе спектакля – одноимённый роман Михаила Булгакова, горькая и смешная книга о муках и счастье, пережитых автором в мхатовских стенах почти сто лет назад, об иссушающей любви к абсурду и чуду театра, о невозможности без него жить.

«Спутник мой раздвинул портьеры, и мы оказались в зрительном зале. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес был открыт, и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста. Углы её заливал мрак, а в середине, поблёскивая чуть-чуть, высился золотой, поднявшийся на дыбы, конь…
– Этот мир мой… – шепнул я, не заметив, что начинаю говорить вслух.
…Лишь только я увидел коня, как сразу понял и сцену, и все её мельчайшие тайны. Значит, давным-давно, ещё, быть может, в детстве, а может быть, и не родившись, я уже мечтал, я смутно тосковал о ней. И вот пришёл!
— Я новый, – кричал я, – я новый! Я неизбежный, я пришёл!»


Спектакль будет начинаться в 22.00 у входа на Малую сцену и играться в разных локациях Художественного театра. Те, кому повезёт попасть в число зрителей (оно будет невелико – всего 30), вместе с артистами пройдут по ночному театру, по его полному тайн закулисью, по тем реальным местам, где и происходили события, описанные в романе Булгакова.

«Театральный роман» сыграют артисты Ирина Мирошниченко, Евгения Добровольская, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Дарья Юрская, Янина Колесниченко, Светлана Колпакова, Павел Ващилин, Юлия Чебакова, Ольга Литвинова, Армэн Арушанян, Алексей Краснёнков, Алексей Варущенко, Вероника Васант, Юлия Ковалёва, Мария Сокольская.
>  2 июня
«Мхатовские пятницы»: Игорь Верник


23 июня на Малой сцене МХТ – новый вечер из цикла творческих встреч «Мхатовские пятницы». В этот раз зрителей ждёт необычный, буквально семейный вечер, ведь собеседником ведущего Вадима Верника станет его родной брат, народный артист России Игорь Верник. Они вместе ведут программу «2Верник2» на телеканале «Культура» и приглашают в студию гостей, у которых берут интервью. А нынешний вечер – возможность поменять формат. Благодаря этому у зрителей появится возможность узнать много нового о творческой жизни Игоря. На вечере он прочтёт свои стихи из недавно вышедшей книги «Брошенные тексты» и исполнит авторские песни. Вероятно, для кого-то это будет неожиданный Игорь Верник. 

«Мхатовские пятницы» – неформальные встречи ведущего Вадима Верника с актёрами Художественного театра, искренний разговор о жизни, творческом пути и самых непредсказуемых поворотах судьбы.
Вечера из этого цикла проводятся в МХТ уже два года, их героями были как мэтры Художественного театра, так и талантливая молодёжь.

Билеты можно приобрести здесь.