Владимир Львович Ершов
Народный артист СССР
(15.9.1896, Москва — 7.6.1964, Москва)
Актер. Народный артист СССР (1948).
Из дворянской семьи, отец — адвокат. Кончил два курса историко-филологического факультета Московского университета. В 1916 г. по конкурсу был принят в МХТ. В 1917 г. призывался на военную службу. В МХАТ с 1917 по 1964 г.
Прекрасная наружность, глубокий голос, светские манеры и природная представительность при недостатке дара трансформации долгое время сужали диапазон ролей Ершова. Намерение подготовить из него замену Качалова (в отсутствие которого Ершову передали роль Люцифера в “Каине”, 1920, давая дублировать также Барона в “На дне” и Глумова в “На всякого мудреца довольно простоты”) не увенчалось успехом. Молодой актер выходил на сцену Статуей Командора в “Каменном госте” (сезон 1918/19), изображал неумолимое Время в “Синей птице” после кончины прежнего исполнителя (сезон 1921/22), появлялся жандармом в финале “Ревизора” (1922). В зарубежной поездке 1922— 1924 гг. в его репертуар вошел прокурор, а затем Иван из “Братьев Карамазовых”, капитан Горстер из “Доктора Штокмана”, Борис Годунов из “Царя Федора” (до того он вводился в этот спектакль на множество ролей — от Голубя-сына до князя Шаховского). Театр охотно обыгрывал величественную фактуру артиста в ролях комических или близких гротеску: Скалозуб в “Горе от ума”, гетман в “Днях Турбиных”, ротмистр Бобоедов во “Врагах”. В то же время Ершов был первым исполнителем ролей Буслова (“Унтиловск”, 1928), Нехлюдова (“Воскресение”, 1930), профессора Боброва (“Страх”, 1931), Великатова (“Таланты и поклонники”, 1933), Николая I (“Последние дни”, 1943), Роберта Чилтерна (“Идеальный муж”, 1945), Несчастливцева (“Лес”, 1948), капиталиста Липатова (“Залп «Авроры»”, 1952), Шалимова (“Дачники”, 1953), генерала Григгса (“Осенний сад”, 1956) и др. Он проявил артистичность и такт в роли Нехлюдова, крайне невыигрышно выстроенной в инсценировке; сдержанно передавал презрение и мучительную жалость к жене, играя Григгса; тонкими комедийными чертами оттенял мужскую победительность Великатова и чопорную самоуверенность Чилтерна.
Близко знавший Ершова и прошедший рядом с ним трудные периоды МХАТ В. В. Шверубович оценивает его не только как актера, но и как образцово доброго, благородного, самоотверженного человека.
Актер. Народный артист СССР (1948).
Из дворянской семьи, отец — адвокат. Кончил два курса историко-филологического факультета Московского университета. В 1916 г. по конкурсу был принят в МХТ. В 1917 г. призывался на военную службу. В МХАТ с 1917 по 1964 г.
Прекрасная наружность, глубокий голос, светские манеры и природная представительность при недостатке дара трансформации долгое время сужали диапазон ролей Ершова. Намерение подготовить из него замену Качалова (в отсутствие которого Ершову передали роль Люцифера в “Каине”, 1920, давая дублировать также Барона в “На дне” и Глумова в “На всякого мудреца довольно простоты”) не увенчалось успехом. Молодой актер выходил на сцену Статуей Командора в “Каменном госте” (сезон 1918/19), изображал неумолимое Время в “Синей птице” после кончины прежнего исполнителя (сезон 1921/22), появлялся жандармом в финале “Ревизора” (1922). В зарубежной поездке 1922— 1924 гг. в его репертуар вошел прокурор, а затем Иван из “Братьев Карамазовых”, капитан Горстер из “Доктора Штокмана”, Борис Годунов из “Царя Федора” (до того он вводился в этот спектакль на множество ролей — от Голубя-сына до князя Шаховского). Театр охотно обыгрывал величественную фактуру артиста в ролях комических или близких гротеску: Скалозуб в “Горе от ума”, гетман в “Днях Турбиных”, ротмистр Бобоедов во “Врагах”. В то же время Ершов был первым исполнителем ролей Буслова (“Унтиловск”, 1928), Нехлюдова (“Воскресение”, 1930), профессора Боброва (“Страх”, 1931), Великатова (“Таланты и поклонники”, 1933), Николая I (“Последние дни”, 1943), Роберта Чилтерна (“Идеальный муж”, 1945), Несчастливцева (“Лес”, 1948), капиталиста Липатова (“Залп «Авроры»”, 1952), Шалимова (“Дачники”, 1953), генерала Григгса (“Осенний сад”, 1956) и др. Он проявил артистичность и такт в роли Нехлюдова, крайне невыигрышно выстроенной в инсценировке; сдержанно передавал презрение и мучительную жалость к жене, играя Григгса; тонкими комедийными чертами оттенял мужскую победительность Великатова и чопорную самоуверенность Чилтерна.
Близко знавший Ершова и прошедший рядом с ним трудные периоды МХАТ В. В. Шверубович оценивает его не только как актера, но и как образцово доброго, благородного, самоотверженного человека.
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Братья Карамазовы (1960) | Председатель суда | Постановка и режиссура Борис Ливанов, Павел Марков, Василий Марков | 09 апр 1960 |
| Дворянское гнездо (1957) | Гедеоновский | Режиссёр Михаил Яншин, Платон Лесли | 16 мар 1957 |
| Дачники (1953) | Шалимов | Руководитель постановки Михаил Кедров , Режиссёр Василий Орлов , Режиссёр-ассистент Николай Ковшов , | 05 фев 1953 |
| Плоды просвещения | Леонид Федорович Звездинцев | Постановка и режиссура Михаил Кедров , Режиссёр Нина Литовцева, Платон Лесли | 12 мая 1951 |
| Лес (1948) | Геннадий Несчастливцев | Постановка и режиссура Михаил Кедров, Василий Орлов, Василий Топорков | 06 мая 1948 |