Софья Николаевна Гаррель
(17.11.1904, Москва — 16.1.1991, Москва)
Народная артистка РСФСР (1979).
С 1922 г. — ученица школы Второй студии, с 1924 г. — в МХАТ. Оставалась на сцене до конца жизни.
Первой ее ролью стала Неродившаяся душа (потом в той же «Синей птице» играла Свет, 1925; Воду, 1948).
Участвовала в «Елизавете Петровне» (переиграла тут роли Анны Петровны, Марии Меншиковой, Екатерины II). Еще до того сыграла Грэсс в «Битве жизни», перенесенной в МХАТ из школы Третьей студии. Легкая обостренность ощущалась в ролях, где Гаррель была первой исполнительницей: Зоя, дочь бухгалтера («Растратчики», 1928), Алина, стрелок из пистолета («Три толстяка», 1930), мисс Арабелла Аллен («Пиквикский клуб», 1934). Графичная, четкая, ироничная манера Гаррель давала себя знать и в том, как в шаржированно ускоренном темпе жила ее кинооператорша в «Рекламе», и в том, как актриса играла Генриэтту в мелодраме «Сестры Жерар» (1928). Обе эти роли Гаррель играла вслед за А. И. Степановой (как и Бетси Тверскую в «Анне Карениной», 1940, а много позднее — Авдотью Назаровну в «Иванове», г-жу Пернель в «Тартюфе»).
Стоит заметить, как часто роли Гаррель назывались в афише: «дама» — дама с вязаньем и дама испуганная («Кремлевские куранты»), 2-я дама королевы («Зимняя сказка»), дама в суде («Братья Карамазовы»), дама в манто («Бронепоезд 14-69», 1963), дама, княгиня, графиня («Плоды просвещения»), фрейлина, гофмейстерина, генеральша и т.п. Артистка изобретательно и без повторов пользовалась в эпизодах своими данными — природной суховатой элегантностью. Прекрасно играла она и «бывших дам» — «обывательницу с фарфором» из «Блокады», продавщицу кружев и пр. Ее сценические шаржи (миссис Кэидер, «Школа злословия»; миссис Скыотон, «Домби и сын») были четки и изящны.
Не став актрисой-«примой», Гаррель всегда была актрисой в высшей степени «репертуарной», загруженной работой. Она играла, переходя с роли на роль, в самых долголетних спектаклях МХАТ («Пиквикский клуб», «Платон Кречет», «Анна Каренина», «Последние дни», «Идеальный муж», «Плоды просвещения», «Кремлевские куранты», «Иванов» и др.). Так было до конца — в 1988 г. она сыграла в премьере «Кабалы святош» Рене и в премьере «Московского хора» Дору Абрамовну. Последняя ее роль — Королева в «Ундине» (1990).
И. Соловьёва
Народная артистка РСФСР (1979).
С 1922 г. — ученица школы Второй студии, с 1924 г. — в МХАТ. Оставалась на сцене до конца жизни.
Первой ее ролью стала Неродившаяся душа (потом в той же «Синей птице» играла Свет, 1925; Воду, 1948).
Участвовала в «Елизавете Петровне» (переиграла тут роли Анны Петровны, Марии Меншиковой, Екатерины II). Еще до того сыграла Грэсс в «Битве жизни», перенесенной в МХАТ из школы Третьей студии. Легкая обостренность ощущалась в ролях, где Гаррель была первой исполнительницей: Зоя, дочь бухгалтера («Растратчики», 1928), Алина, стрелок из пистолета («Три толстяка», 1930), мисс Арабелла Аллен («Пиквикский клуб», 1934). Графичная, четкая, ироничная манера Гаррель давала себя знать и в том, как в шаржированно ускоренном темпе жила ее кинооператорша в «Рекламе», и в том, как актриса играла Генриэтту в мелодраме «Сестры Жерар» (1928). Обе эти роли Гаррель играла вслед за А. И. Степановой (как и Бетси Тверскую в «Анне Карениной», 1940, а много позднее — Авдотью Назаровну в «Иванове», г-жу Пернель в «Тартюфе»).
Стоит заметить, как часто роли Гаррель назывались в афише: «дама» — дама с вязаньем и дама испуганная («Кремлевские куранты»), 2-я дама королевы («Зимняя сказка»), дама в суде («Братья Карамазовы»), дама в манто («Бронепоезд 14-69», 1963), дама, княгиня, графиня («Плоды просвещения»), фрейлина, гофмейстерина, генеральша и т.п. Артистка изобретательно и без повторов пользовалась в эпизодах своими данными — природной суховатой элегантностью. Прекрасно играла она и «бывших дам» — «обывательницу с фарфором» из «Блокады», продавщицу кружев и пр. Ее сценические шаржи (миссис Кэидер, «Школа злословия»; миссис Скыотон, «Домби и сын») были четки и изящны.
Не став актрисой-«примой», Гаррель всегда была актрисой в высшей степени «репертуарной», загруженной работой. Она играла, переходя с роли на роль, в самых долголетних спектаклях МХАТ («Пиквикский клуб», «Платон Кречет», «Анна Каренина», «Последние дни», «Идеальный муж», «Плоды просвещения», «Кремлевские куранты», «Иванов» и др.). Так было до конца — в 1988 г. она сыграла в премьере «Кабалы святош» Рене и в премьере «Московского хора» Дору Абрамовну. Последняя ее роль — Королева в «Ундине» (1990).
И. Соловьёва
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Кабала святош (Мольер) | Ренэ | Режиссёр Адольф Шапиро | 27 дек 1988 |
| Всё кончено | актер | Постановка и режиссура Лилия Толмачева | 30 дек 1979 |
| Эльдорадо | Миля | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Игорь Власов , | 13 мар 1978 |
| Иванов (1976) | Старушка | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Сергей Десницкий , (стажёр) Игорь Власов , | 26 дек 1976 |
| Сладкоголосая птица юности | Тётушка Нанни | Постановка и режиссура Всеволод Шиловский , Руководитель постановки Олег Ефремов , | 16 окт 1975 |
| Эшелон | Старуха | Постановка и режиссура Анатолий Эфрос , Режиссёр-стажёр Владимир Портнов , | 08 мая 1975 |
| Потусторонние встречи | Секретарь Шираха | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Виктор Монюков | 12 дек 1971 |
| Село Степанчиково и его обитатели | Генеральша | Постановка и режиссура Владимир Богомолов , Сценическая композиция (инсценировка) Аркадий Кеслер , | 06 окт 1970 |
| Зимняя сказка | Вторая дама королевы | Постановка и режиссура Михаил Кедров , Режиссёр Александр Карев , | 02 янв 1958 |
| Ломоносов | Доротея | Постановка и режиссура Борис Ливанов , Режиссёр Василий Марков , Режиссёр-ассистент Николай Шелонский , | 14 мая 1953 |
| Плоды просвещения | Княгиня | Постановка и режиссура Михаил Кедров , Режиссёр Нина Литовцева, Платон Лесли | 12 мая 1951 |
| Чужая тень | Галина Петровна | Режиссёр Александр Карев , Постановка Михаил Кедров , | 21 дек 1949 |
| Анна Каренина (1937) | Фрейлина | Драматическая композиция Николай Волков , Режиссёр-постановщик Владимир Немирович-Данченко , Режиссёр Василий Сахновский , Режиссёр-ассистент Платон Лесли , | 21 апр 1937 |