Елена Афанасьевна Хромова
Лауреат Сталинской премии
(5.9.1925, Москва — 9.7.2015, Москва)
Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1959).
Она была еще студенткой первого набора Школы-студии, когда ей после более чем удачного исполнения Сонечки Мармеладовой в отрывке из “Преступления и наказания” в 1946 г. поручили роль Сони в “Дяде Ване”. Спектакль ставил в МХАТ М. Н. Кедров. Драматический темперамент, целеустремленность ее Сони, граничащая с фанатизмом, поразили всех. Она была достойным партнером великих артистов, с которыми оказалась рядом. И хотя после “Дяди Вани” (1947) играла много (наиболее заметны были ее Груня Васильцова, “Вторая любовь”; Цветаева, “Мещане”; Варвара, “Живи и помни”. Из вводов — Поля, “Мещане”, 1953; Параша, “Горячее сердце”, 1954; Клеопатра, “Враги”, 1968), — именно роль Сони была для нее решающей. В финале, когда она смотрела в полные слез голубые глаза Добронравова — дяди Вани, она на его слова “Дитя мое, как мне тяжело!” отвечала страстным монологом, который звучал как заклинание, как клятва: “Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить… будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба, будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя…” Здесь слышалась еще и собственная клятва, которую могли бы повторить ее однокурсники, — клятва в верности театральному призванию, готовность к его тяготам.
В. Давыдов
Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1959).
Она была еще студенткой первого набора Школы-студии, когда ей после более чем удачного исполнения Сонечки Мармеладовой в отрывке из “Преступления и наказания” в 1946 г. поручили роль Сони в “Дяде Ване”. Спектакль ставил в МХАТ М. Н. Кедров. Драматический темперамент, целеустремленность ее Сони, граничащая с фанатизмом, поразили всех. Она была достойным партнером великих артистов, с которыми оказалась рядом. И хотя после “Дяди Вани” (1947) играла много (наиболее заметны были ее Груня Васильцова, “Вторая любовь”; Цветаева, “Мещане”; Варвара, “Живи и помни”. Из вводов — Поля, “Мещане”, 1953; Параша, “Горячее сердце”, 1954; Клеопатра, “Враги”, 1968), — именно роль Сони была для нее решающей. В финале, когда она смотрела в полные слез голубые глаза Добронравова — дяди Вани, она на его слова “Дитя мое, как мне тяжело!” отвечала страстным монологом, который звучал как заклинание, как клятва: “Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить… будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба, будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя…” Здесь слышалась еще и собственная клятва, которую могли бы повторить ее однокурсники, — клятва в верности театральному призванию, готовность к его тяготам.
В. Давыдов
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Тамада | Остальные гости | Постановка Кама Гинкас | 28 окт 1986 |
| Живи и помни (1978) | Варвара | Постановка и режиссура Владимир Богомолов , Режиссёр А. Голиков , | 14 дек 1978 |
| Ломоносов | Елизавета Андреевна | Постановка и режиссура Борис Ливанов , Режиссёр Василий Марков , Режиссёр-ассистент Николай Шелонский , | 14 мая 1953 |
| Мещане (1949) | Поля | Режиссёр Сергей Блинников, Иосиф Раевский Под руководством Михаил Кедров , | 29 дек 1949 |