Александр (Авраам) Рафаилович Кугель
(13.8.1864, Мозырь — 6.10. 1928, Ленинград)
Критик, театральный деятель; в 1897—1918 гг. руководил одним из самых влиятельных и культурных театральных изданий (“Театр и искусство”). Был блестящим и последовательным противником “режиссерского театра”, в серии отзывов декларировал отрицательное отношение к Художественному театру; вместе с тем в статьях этого антагониста МХТ можно найти тончайшие описания ролей и режиссерских интерпретаций пьес. Станиславский, воспринимавший рецензентские уколы достаточно болезненно, однако чем дальше, тем больше ценил перо своего врага, находил небесполезными его зоркие нападки и безусловно полезным — само присутствие критика, о котором можно сказать: “он талантлив”. В 1917/18 гг. Кугель, переключившись на политические темы, оказался одним из самых стойких публицистов, после Октября выступавших против большевиков. Взявши для постановки к столетию восстания на Сенатской площади сделанную Кугелем инсценировку исторических романов эмигранта Мережковского (пьеса пошла под названием “Николай I и декабристы”, 1926), МХАТ делал вполне недвусмысленный гражданский жест. Летом 1927 г. Станиславский встречался с Кугелем в Кисловодске — “теперь он стар, сильно болен и, должно быть, перед смертью хочет загладить прошлое. О нем мы, конечно, ничего не говорили, ни слова” (К. С. Станиславский, Собрание сочинений, т.8, с.160). В 1927 г. вышла монография Кугеля, посвященная Качалову; посмертно вышли сборники “Профили театра” и “Русские драматурги”.
И. Соловьёва
Критик, театральный деятель; в 1897—1918 гг. руководил одним из самых влиятельных и культурных театральных изданий (“Театр и искусство”). Был блестящим и последовательным противником “режиссерского театра”, в серии отзывов декларировал отрицательное отношение к Художественному театру; вместе с тем в статьях этого антагониста МХТ можно найти тончайшие описания ролей и режиссерских интерпретаций пьес. Станиславский, воспринимавший рецензентские уколы достаточно болезненно, однако чем дальше, тем больше ценил перо своего врага, находил небесполезными его зоркие нападки и безусловно полезным — само присутствие критика, о котором можно сказать: “он талантлив”. В 1917/18 гг. Кугель, переключившись на политические темы, оказался одним из самых стойких публицистов, после Октября выступавших против большевиков. Взявши для постановки к столетию восстания на Сенатской площади сделанную Кугелем инсценировку исторических романов эмигранта Мережковского (пьеса пошла под названием “Николай I и декабристы”, 1926), МХАТ делал вполне недвусмысленный гражданский жест. Летом 1927 г. Станиславский встречался с Кугелем в Кисловодске — “теперь он стар, сильно болен и, должно быть, перед смертью хочет загладить прошлое. О нем мы, конечно, ничего не говорили, ни слова” (К. С. Станиславский, Собрание сочинений, т.8, с.160). В 1927 г. вышла монография Кугеля, посвященная Качалову; посмертно вышли сборники “Профили театра” и “Русские драматурги”.
И. Соловьёва
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Николай I и декабристы | Режиссёр Нина Литовцева , Художественный руководитель Константин Станиславский , | 19 мая 1926 |