Николай Васильевич Пеньков
Народный артист РФ
(4.1.1936, село Рубленый Колодец, Орловская обл. – 21.12.2009, Москва)
Актер, режиссер. Народный артист РСФСР (1988).
Вступил в МХАТ по окончании Школы-студии в августе 1963 г. В списке ролей, первым исполнителем которых он стал, — Миша (“Бронепоезд 14 69”, 1963), Ричард (“Иду на грозу”), Нодар (“Я вижу солнце”), Свердлов (“Шестое июля”), следователь Каргин (“Тяжкое обвинение”), Эдик (“Ночная исповедь”), Петр Бородин (“Соловьиная ночь”), Пауль (“Потусторонние встречи”), Егор (“Долги наши”), Том младший (“Сладкоголосая птица юности”), Сергей Андреевич (“Уходя, оглянись!”), Суслов (“Дачники”), Андрей Гуськов (“Живи и помни”), Белов (“Вагончик”).
Был введен на роли Друри (“Мария Стюарт”, 1964), Флоризеля (“Зимняя сказка”, 1966), Пети Трофимова (“Вишневый сад”, 1970), Дорна (“Чайка”, 1975), Гусева (“Валентин и Валентина”, 1980), Девятова (“Мы, нижеподписавшиеся”, 1984).
Его дарование при множестве ролей раскрывалось медленно: для многих явилось неожиданностью и чувство слова, и органическая близость актера к темам и природе Бунина, когда Пеньков инсценировал, поставил и сыграл моноспектакль по его прозе “Роза Иерихона” (1984). Те же свойства определили его работу в “Белой гвардии” по Булгакову (полковник Малышев).
При разделе театра вошел в МХАТ им. Горького. Сыграл здесь Доцента (“И будет день…”, 1988), Павла (“Прощание с Матёрой”, 1988), Лазаря (“Аввакум”, 1992), Бодаева (“Лес”, 1993); введен на роли Клеща (“На дне”, 1987), Соленого (“Три сестры”, 1987).
Его режиссерские работы после “Розы Иерихона” — “Послушайте глагол моих” (1989), “Аввакум” (1992).
Актер, режиссер. Народный артист РСФСР (1988).
Вступил в МХАТ по окончании Школы-студии в августе 1963 г. В списке ролей, первым исполнителем которых он стал, — Миша (“Бронепоезд 14 69”, 1963), Ричард (“Иду на грозу”), Нодар (“Я вижу солнце”), Свердлов (“Шестое июля”), следователь Каргин (“Тяжкое обвинение”), Эдик (“Ночная исповедь”), Петр Бородин (“Соловьиная ночь”), Пауль (“Потусторонние встречи”), Егор (“Долги наши”), Том младший (“Сладкоголосая птица юности”), Сергей Андреевич (“Уходя, оглянись!”), Суслов (“Дачники”), Андрей Гуськов (“Живи и помни”), Белов (“Вагончик”).
Был введен на роли Друри (“Мария Стюарт”, 1964), Флоризеля (“Зимняя сказка”, 1966), Пети Трофимова (“Вишневый сад”, 1970), Дорна (“Чайка”, 1975), Гусева (“Валентин и Валентина”, 1980), Девятова (“Мы, нижеподписавшиеся”, 1984).
Его дарование при множестве ролей раскрывалось медленно: для многих явилось неожиданностью и чувство слова, и органическая близость актера к темам и природе Бунина, когда Пеньков инсценировал, поставил и сыграл моноспектакль по его прозе “Роза Иерихона” (1984). Те же свойства определили его работу в “Белой гвардии” по Булгакову (полковник Малышев).
При разделе театра вошел в МХАТ им. Горького. Сыграл здесь Доцента (“И будет день…”, 1988), Павла (“Прощание с Матёрой”, 1988), Лазаря (“Аввакум”, 1992), Бодаева (“Лес”, 1993); введен на роли Клеща (“На дне”, 1987), Соленого (“Три сестры”, 1987).
Его режиссерские работы после “Розы Иерихона” — “Послушайте глагол моих” (1989), “Аввакум” (1992).
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Комиссия | Смирновский Родион | Режиссёр Филипп Григорьян | 12 мар 1987 |
| Роза Иерихона | Режиссёр | Режиссёр Николай Пеньков | 25 мар 1984 |
| Живи и помни (1978) | Андрей Гуськов | Постановка и режиссура Владимир Богомолов , Режиссёр А. Голиков , | 14 дек 1978 |
| Дачники | Суслов Пётр Иванович | Постановка и режиссура Владимир Салюк , Режиссёр Владимир Прудкин , | 19 фев 1977 |
| Уходя, оглянись... | Сергей Андреевич | Руководитель постановки Олег Ефремов , Постановка и режиссура Евгений Радомысленский , Режиссёр-ассистент Леонид Монастырский , | 25 мар 1976 |
| Сладкоголосая птица юности | актер | Постановка и режиссура Всеволод Шиловский , Руководитель постановки Олег Ефремов , | 16 окт 1975 |
| Потусторонние встречи | Пауль | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Виктор Монюков | 12 дек 1971 |