Борис Яковлевич Петкер
Народный артист СССР
(15.10.1902, Харьков — 30.1.1983, Москва)
Народный артист СССР (1963).
Учился в 1918-1919 гг. в Харькове у Тарханова, играл там в труппе Синельникова. С 1922 г. стал актером Театра б. Корш в Москве. С 1933 г. после ликвидации этого театра — в МХАТ.
Первую роль (граф Альбафьорита) сыграл на премьере обновленной «Хозяйки гостиницы» 25 апреля 1933 г. Последующие роли он получил как вводы (председатель суда в «Воскресении», Плюшкин в «Мертвых душах», Печенегов во «Врагах»). Петкер был мастером сценической детали, интонации и жеста, которые как бы маркируют образ, дают его броскую занимательную формулу. Областью, где более всего раскрывался этот щедрый на выдумку, темпераментный артист, в Художественном театре стали характерные роли второго плана, которым он давал выпуклую законченность (адвокат, «Анна Каренина», 1937; часовщик, «Кремлевские куранты», 1942; ростовщик Салай Салтаныч, «Последняя жертва», 1944; медиум Гросман, «Плоды просвещения», 1951; фокусник Рахума, «Золотая карета», 1957; доктор, «Все кончено» Олби, 1980). Участвовал в спектакле «Соло для часов с боем», пользовавшемся стопроцентной любовью публики (Франтишек, 1975).
И. Соловьева
Народный артист СССР (1963).
Учился в 1918-1919 гг. в Харькове у Тарханова, играл там в труппе Синельникова. С 1922 г. стал актером Театра б. Корш в Москве. С 1933 г. после ликвидации этого театра — в МХАТ.
Первую роль (граф Альбафьорита) сыграл на премьере обновленной «Хозяйки гостиницы» 25 апреля 1933 г. Последующие роли он получил как вводы (председатель суда в «Воскресении», Плюшкин в «Мертвых душах», Печенегов во «Врагах»). Петкер был мастером сценической детали, интонации и жеста, которые как бы маркируют образ, дают его броскую занимательную формулу. Областью, где более всего раскрывался этот щедрый на выдумку, темпераментный артист, в Художественном театре стали характерные роли второго плана, которым он давал выпуклую законченность (адвокат, «Анна Каренина», 1937; часовщик, «Кремлевские куранты», 1942; ростовщик Салай Салтаныч, «Последняя жертва», 1944; медиум Гросман, «Плоды просвещения», 1951; фокусник Рахума, «Золотая карета», 1957; доктор, «Все кончено» Олби, 1980). Участвовал в спектакле «Соло для часов с боем», пользовавшемся стопроцентной любовью публики (Франтишек, 1975).
И. Соловьева
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Чеховские страницы | Жмухин | Режиссёр Евгений Радомысленский | 18 мая 1977 |
| Соло для часов с боем | Франтишек Абель | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Анатолий Васильев , | 13 дек 1973 |
| Потусторонние встречи | Бальдур фон Ширах | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Виктор Монюков | 12 дек 1971 |
| Плоды просвещения | Гроссман | Постановка и режиссура Михаил Кедров , Режиссёр Нина Литовцева, Платон Лесли | 12 мая 1951 |
| Анна Каренина (1937) | Адвокат | Драматическая композиция Николай Волков , Режиссёр-постановщик Владимир Немирович-Данченко , Режиссёр Василий Сахновский , Режиссёр-ассистент Платон Лесли , | 21 апр 1937 |