Людмила Стефановна Петрушевская
Драматург, прозаик.
Родилась в семье служащего. Закончила Московский университет. Писательскую деятельность она начала в середине 60-х (первые два рассказа опубликованы в журнале «Аврора». Первая пьеса — одноактная комедия «Любовь» — в журнале «Театр», 1979, № 3). Путь Петрушевской к сцене, впрочем, как и к читателю, оказался трудным. Ее пьесы («Уроки музыки», «Квартира Коломбины», «Чинзано», «День рождения Смирновой» и др.) несли в себе такой заряд «узнаваемой жизни», что одними воспринимались как откровение, другими — как оскорбление. Тут не было ни героев революции, ни глобальных проблем современности, вроде тех, что обсуждала «производственная драма». У Петрушевской иная шкала событий. Кошка убежала из дома — напасть, крыша течет — несчастье, сортира нет на даче и приходится ходить в курятник — кошмар, поважнее съезда пар?тии. Оптика микроскопа, события микромира. Героиня «Трёх девушек в голубом» Ирина, мать-одиночка с университетским дипломом и знанием никому не нужных мёртвых языков, благодарит случайного друга за помощь в решении проблем сортира: «Каждый день вас вспоминаю, даже несколько раз в день». Ничего не манифестируя, Петрушевская восстанавливала в своих правах саму материю советской жизни, которую боялись пуще всех зол и заклеймили тогда же (именно в связи с драмами Петрушевской) сленговым словом «чернуха».
В пьесах Петрушевской «мы входим не столько в прозу жизни, сколько в поэзию языка» (Р. Тименчик). Драматург выворачивает наизнанку привычные для нашей драмы темы и сюжетные ходы, мастерски играет с языковыми штампами. Ее излюбленные персонажи — старики, дети и алкоголики, то есть люди вывихнутой и праздничной речи («Я надела туфли желтые, зубы, плащ синий, невестка подарила раз в жизни», — «Три девушки в голубом»).
Олега Ефремова привлек в пьесах Петрушевской дух под?линной жизни, из которой извлекаются «уроки музыки». Творческий союз МХАТ с новым автором начался в 1988 г. постановкой «Московского хора», продолжился в 1990 г. спектаклем «Брачная ночь, или 37 мая» (сорежиссером Ефремова был И. Васильев, а в ролях — Я. Лисовская, С. Шкаликов, Р. Максимова, М. Брусникина, А. Васютинский). В 1991 г. на Малой сцене Роза Сирота руководила постановкой нескольких одноактных пьес Петрушевской, объединенных названием «Темная комната» (сюда вошли «Стакан воды», «Свидание», «Изолированный бокс», «Казнь»). В спектакле участвовали И. Арташонов, Б. Захарова, Н. Килимник, Г. Киндинова, С. Колесников, В. Кулюхин, Т. Ленникова, К. Минина, В. Новосельский, А. Панин. Там же, на Малой сцене, осенью 2012 года состоялась премьера спектакля «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина.
Петрушевской принадлежат несколько театральных очерков, посвящённых О. Ефремову («Мой театральный роман», журнал «Стас», 1996, № 1), а также один из самых содержательных откликов на спектакль «Три сестры» («Три ли сестры», газета «Коммерсантъ Daily», 1997, 25 февраля).
А. Смелянский
Родилась в семье служащего. Закончила Московский университет. Писательскую деятельность она начала в середине 60-х (первые два рассказа опубликованы в журнале «Аврора». Первая пьеса — одноактная комедия «Любовь» — в журнале «Театр», 1979, № 3). Путь Петрушевской к сцене, впрочем, как и к читателю, оказался трудным. Ее пьесы («Уроки музыки», «Квартира Коломбины», «Чинзано», «День рождения Смирновой» и др.) несли в себе такой заряд «узнаваемой жизни», что одними воспринимались как откровение, другими — как оскорбление. Тут не было ни героев революции, ни глобальных проблем современности, вроде тех, что обсуждала «производственная драма». У Петрушевской иная шкала событий. Кошка убежала из дома — напасть, крыша течет — несчастье, сортира нет на даче и приходится ходить в курятник — кошмар, поважнее съезда пар?тии. Оптика микроскопа, события микромира. Героиня «Трёх девушек в голубом» Ирина, мать-одиночка с университетским дипломом и знанием никому не нужных мёртвых языков, благодарит случайного друга за помощь в решении проблем сортира: «Каждый день вас вспоминаю, даже несколько раз в день». Ничего не манифестируя, Петрушевская восстанавливала в своих правах саму материю советской жизни, которую боялись пуще всех зол и заклеймили тогда же (именно в связи с драмами Петрушевской) сленговым словом «чернуха».
В пьесах Петрушевской «мы входим не столько в прозу жизни, сколько в поэзию языка» (Р. Тименчик). Драматург выворачивает наизнанку привычные для нашей драмы темы и сюжетные ходы, мастерски играет с языковыми штампами. Ее излюбленные персонажи — старики, дети и алкоголики, то есть люди вывихнутой и праздничной речи («Я надела туфли желтые, зубы, плащ синий, невестка подарила раз в жизни», — «Три девушки в голубом»).
Олега Ефремова привлек в пьесах Петрушевской дух под?линной жизни, из которой извлекаются «уроки музыки». Творческий союз МХАТ с новым автором начался в 1988 г. постановкой «Московского хора», продолжился в 1990 г. спектаклем «Брачная ночь, или 37 мая» (сорежиссером Ефремова был И. Васильев, а в ролях — Я. Лисовская, С. Шкаликов, Р. Максимова, М. Брусникина, А. Васютинский). В 1991 г. на Малой сцене Роза Сирота руководила постановкой нескольких одноактных пьес Петрушевской, объединенных названием «Темная комната» (сюда вошли «Стакан воды», «Свидание», «Изолированный бокс», «Казнь»). В спектакле участвовали И. Арташонов, Б. Захарова, Н. Килимник, Г. Киндинова, С. Колесников, В. Кулюхин, Т. Ленникова, К. Минина, В. Новосельский, А. Панин. Там же, на Малой сцене, осенью 2012 года состоялась премьера спектакля «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина.
Петрушевской принадлежат несколько театральных очерков, посвящённых О. Ефремову («Мой театральный роман», журнал «Стас», 1996, № 1), а также один из самых содержательных откликов на спектакль «Три сестры» («Три ли сестры», газета «Коммерсантъ Daily», 1997, 25 февраля).
А. Смелянский
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Он в Аргентине | Режиссёр Дмитрий Брусникин | 29 сен 2012 | |
| Тёмная комната («Стакан воды», «Изолированный бокс», «Свидание», «Казнь») | Руководитель постановки Роза Сирота , Режиссёр В. Михайлов, Олег Бабицкий, Даниил Гинкас | 06 июн 1991 | |
| Брачная ночь, или | Режиссёр Игорь Васильев , Руководитель постановки Олег Ефремов , | 23 мая 1990 | |
| Московский хор | Режиссёр Роза Сирота | 26 окт 1988 |
Пресса
-
Чествование Николая Шейко. Фоторепортаж Екатерины Цветковой
-
Книга о Марине Голуб. Фоторепортаж Геннадия Усоева с презентации в МХТ
-
Пришелец
-
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ
-
-
Девушка в шляпке, или «Старушка не спеша »
-
Женщина в шляпе с видом на кабаре
-
Смех да и только
-
Олег Табаков не хочет ни с кем ссориться
-
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу
-
У причала
-
Редкий кадр
-
Он в Аргентине, а Ленин в Польше
-
Беккет с хреном, заливной
-
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины»
-
Трагикомедия по новой пьесе Петрушевской в МХТ имени Чехова
-