Елизавета Сергеевна Телешева
(26.1.1892, Москва — 9.7.1943, Москва)
Актриса, режиссер, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1933).
Училась на Курсах драмы А. И. Адашева, играла на дачных сценах (Салтыковка, 1913— 1914). С 1 сентября 1916 г. артистка МХТ и Второй студии, вместе с остальными студийцами вступила в МХАТ в 1924 г., оставалась там до конца жизни (первый выход на сцену — Неродившаяся душа в “Синей птице”, сезон 1916/17). Вводилась на роли Екатерины I (“Елизавета Петровна”), графини де Линьер (“Сестры Жерар”), графини Чарской (“Воскресение”), губернаторши (“Мертвые души”), графини Вронской (“Анна Каренина”). Во Второй студии исполняла роли Лебедевой (“Зеленое кольцо”), игуменьи (“Некуда”), Беатрис (“Дама-невидимка”). Вместе со своими товарищами по студии Судаковым, Вершиловым, Горчаковым выдвинулась как режиссер. В МХАТ принимала участие в создании спектаклей “Безумный день, или Женитьба Фигаро”, “Сестры Жерар”, “Реклама”, “Три толстяка”, “Мертвые души”, “Горе от ума” (1938), “Последняя жертва”. Режиссерские работы во Второй студии: “Разбойники” (совместно с И. Я. Судаковым и Б. И. Вершиловым), “Гроза” (совместно с И. Я. Судаковым). Ей принадлежала постановка “Бесприданницы” в Театре б. Корш (1932). С 1933 по 1938 г. одновременно с работой в МХАТ работала в ЦТКА (поставила здесь спектакли “Мещане”,1935, и “Васса Железнова”,1936).
Педагогической деятельностью занималась с 1916 г. в школе при Второй студии, а позднее — в студии под руководством Н. П. Хмелева, в ГИТИСе, во ВГИКе. И как режиссер, и как педагог она обладала особой пытливостью к личности актера, умением помочь исполнителю “выносить” и “родить” смутно возникший в душе образ. Делала попытки теоретически определить основы искусства МХАТ (составляла вопросник, проводила анкетирование среди деятелей театра, 1936).
Актриса, режиссер, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1933).
Училась на Курсах драмы А. И. Адашева, играла на дачных сценах (Салтыковка, 1913— 1914). С 1 сентября 1916 г. артистка МХТ и Второй студии, вместе с остальными студийцами вступила в МХАТ в 1924 г., оставалась там до конца жизни (первый выход на сцену — Неродившаяся душа в “Синей птице”, сезон 1916/17). Вводилась на роли Екатерины I (“Елизавета Петровна”), графини де Линьер (“Сестры Жерар”), графини Чарской (“Воскресение”), губернаторши (“Мертвые души”), графини Вронской (“Анна Каренина”). Во Второй студии исполняла роли Лебедевой (“Зеленое кольцо”), игуменьи (“Некуда”), Беатрис (“Дама-невидимка”). Вместе со своими товарищами по студии Судаковым, Вершиловым, Горчаковым выдвинулась как режиссер. В МХАТ принимала участие в создании спектаклей “Безумный день, или Женитьба Фигаро”, “Сестры Жерар”, “Реклама”, “Три толстяка”, “Мертвые души”, “Горе от ума” (1938), “Последняя жертва”. Режиссерские работы во Второй студии: “Разбойники” (совместно с И. Я. Судаковым и Б. И. Вершиловым), “Гроза” (совместно с И. Я. Судаковым). Ей принадлежала постановка “Бесприданницы” в Театре б. Корш (1932). С 1933 по 1938 г. одновременно с работой в МХАТ работала в ЦТКА (поставила здесь спектакли “Мещане”,1935, и “Васса Железнова”,1936).
Педагогической деятельностью занималась с 1916 г. в школе при Второй студии, а позднее — в студии под руководством Н. П. Хмелева, в ГИТИСе, во ВГИКе. И как режиссер, и как педагог она обладала особой пытливостью к личности актера, умением помочь исполнителю “выносить” и “родить” смутно возникший в душе образ. Делала попытки теоретически определить основы искусства МХАТ (составляла вопросник, проводила анкетирование среди деятелей театра, 1936).
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Последняя жертва (1944) | Режиссёр | Режиссёр Елизавета Телешева | 01 июл 1944 |
| Горе от ума (1938) | Режиссёр | Режиссёр Елизавета Телешева | 30 окт 1938 |
| Три толстяка (1930) | Режиссёр | Режиссёр Елизавета Телешева | 24 мая 1930 |
| Реклама | Режиссёр | Режиссёр Елизавета Телешева | 22 фев 1930 |
| Сёстры Жерар | Режиссёр | Режиссёр Елизавета Телешева | 29 окт 1927 |
| Безумный день, или Женитьба Фигаро | Ответственный руководитель Константин Станиславский , Режиссёр Елизавета Телешева, Борис Вершилов | 28 апр 1927 |