Михаил Михайлович Яншин
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР
(20 октября [02 ноября] 1902, Юхнов Смоленской губ.- 16 декабря 1976, Москва)
Актер.
Родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище (Москва), в Высшем техническом училище (один год). В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу. Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 г., когда Яншин сыграл в «Днях Турбиных» роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев.
Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку:"Завтра ты проснешься знаменитым артистом''. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: «Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя». При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности Яншин сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.
В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием к жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в «Школе злословия»; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро»; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в «Трех толстяках»; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в «Платоне Кречете». Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в «Поздней любви» и Кузовкина в «Нахлебнике». Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, — так он играл «тихого», по-своему умного самодура Градобоева в «Горячем сердце», Вафлю в «Дяде Ване», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде». Свою последнюю роль — Франтишека Абеля в пьесе «Соло для часов с боем» — Яншин (по выражению О. Ефремова) «играл исповедально». Здесь было то, что Станиславский называл «я есмь».
В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием. Был три раза женат — на очаровательной Веронике Полонской, потом на известной актрисе театра «Ромэн» Ляле Черной (Н. С. Киселевой), с 1955 г. до конца жизни был мужем замечательной женщины — актрисы Театра им. Станиславского Н. В. Мейер.
С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах — «Свадьбе» (Нюнин), «Шведской спичке» (становой пристав), «Беззаконии» (Мигунов), «Мести» (Турманов), «Сапогах» (Муркин) — или Землянику в «Ревизоре», Борзикова в фильме «На подмостках сцены» — лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.
Около пяти лет Яншин возглавлял театр «Ромэн» (1937-1941). За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. С 1950 по 1963 т. Яншин — главный режиссер Театра им. Станиславского. Но при всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути — артист Художественного театра.
И. Виноградская
Актер.
Родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище (Москва), в Высшем техническом училище (один год). В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу. Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 г., когда Яншин сыграл в «Днях Турбиных» роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев.
Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку:"Завтра ты проснешься знаменитым артистом''. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: «Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя». При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности Яншин сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.
В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием к жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в «Школе злословия»; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро»; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в «Трех толстяках»; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в «Платоне Кречете». Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в «Поздней любви» и Кузовкина в «Нахлебнике». Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, — так он играл «тихого», по-своему умного самодура Градобоева в «Горячем сердце», Вафлю в «Дяде Ване», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде». Свою последнюю роль — Франтишека Абеля в пьесе «Соло для часов с боем» — Яншин (по выражению О. Ефремова) «играл исповедально». Здесь было то, что Станиславский называл «я есмь».
В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием. Был три раза женат — на очаровательной Веронике Полонской, потом на известной актрисе театра «Ромэн» Ляле Черной (Н. С. Киселевой), с 1955 г. до конца жизни был мужем замечательной женщины — актрисы Театра им. Станиславского Н. В. Мейер.
С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах — «Свадьбе» (Нюнин), «Шведской спичке» (становой пристав), «Беззаконии» (Мигунов), «Мести» (Турманов), «Сапогах» (Муркин) — или Землянику в «Ревизоре», Борзикова в фильме «На подмостках сцены» — лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.
Около пяти лет Яншин возглавлял театр «Ромэн» (1937-1941). За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. С 1950 по 1963 т. Яншин — главный режиссер Театра им. Станиславского. Но при всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути — артист Художественного театра.
И. Виноградская
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Соло для часов с боем | Франтишек Абель | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Анатолий Васильев , | 13 дек 1973 |
| На всякого мудреца довольно простоты (1973) | Нил Федосеич Мамаев | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр Всеволод Шиловский , | 24 мая 1973 |
| Дворянское гнездо (1957) | Режиссёр | Режиссёр Михаил Яншин | 16 мар 1957 |
| Дачники (1953) | Двоеточие | Руководитель постановки Михаил Кедров , Режиссёр Василий Орлов , Режиссёр-ассистент Николай Ковшов , | 05 фев 1953 |
| Илья Головин | Постановка и режиссура | Постановка и режиссура Михаил Яншин | 07 ноя 1949 |
| Поздняя любовь | Режиссёр | Режиссёр Михаил Яншин | 25 мар 1949 |
| Фронт | Режиссёр | Режиссёр Михаил Яншин | 07 ноя 1942 |
| Хозяйка гостиницы (1933) | Режиссёр | Режиссёр Михаил Яншин | 25 апр 1933 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности
-
Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке
-
Михаил Яншин. Дважды земляк
-
Вспоминая старый МХАТ. Михаил Яншин
-
-
«Великая старуха» Малого театра
-
Михаил Яншин: Забытый герой
-
В Юхнове на открытии памятника Яншину выступила И. Мирошниченко
-
Сегодня исполняется со дня рождения Михаила Яншина
-
Михаил Яншин. Обжора с душой ребенка
-
Биография Михаила Яншина
-
Мой серебряный шар. Михаил Яншин
-
Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» (1974)
-
Биография Михаила Яншина на сайте «Актёры и судьбы»
-