История
1932–1943

Главные подмостки страны

Главные подмостки страны

МХАТ имени М. Горького и Организация филиала театра в б.Театре Корша

Во второй половине сентября 1932 года с размахом отмечается 40-летие литературной деятельности Максима Горького, по всей стране проходят посвященные юбилею различные культурные мероприятия. 17 сентября Президиум ЦИК СССР наградил Горького орденом Ленина, также постановил основать Литературный институт имени А. М. Горького и присвоить его имя МХАТу (оба решения были опубликованы в центральных газетах 26 сентября, на следующий день после официальных торжеств). 

Имя Горького в названии театра, с одной стороны, показывало статус Московского Художественного театра как главного театра страны, а с другой — подчеркивало смену вех: от театра Чехова к театру Горького.

В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша в Петровском переулке, где образован филиал Художественного театра. В 1937-м МХАТ награжден орденом Ленина, в 1938-м — орденом Трудового Красного Знамени. 

Революционные пьесы на сцене МХАТ и Метод социалистического реализма в сценическом искусстве: «Егор Булычов и другие», «Враги»

В искусстве тех лет утверждается и насаждается метод социалистического реализма, сценические образцы которого дает и МХАТ. 

На его сцене идут советские пьесы «Страх» А. Афиногенова (1931), «Хлеб» В. Киршона (1931), «Платон Кречет» (1935) и «Любовь Яровая» (1936) А. Корнейчука, «Земля» Н. Вирты (по роману «Одиночество», 1937) и другие. 

В 1934 году ставится пьеса М. Горького «Егор Булычов и другие» (Булычов — Л.М. Леонидов). 

В 1935-м Вл.И. Немирович-Данченко совместно с М.Н. Кедровым выпускают «Врагов» Горького — спектакль, где, определив зерно пьесы — «враги», режиссеры подчинили ему все компоненты спектакля, в том числе оформление В.В. Дмитриева.

Цензурные запреты: постановка «Мольера» М. Булгакова и уход драматурга из МХАТа

Постановки МХАТа считают делом государственной важности. Так, о премьере Немировича-Данченко «Анна Каренина» (1937) сообщалось в выпуске новостей ТАСС.

Однако положение «главных подмостков страны» не избавляло театр от цензуры: в 1936 году после нескольких представлений был снят «Мольер» М. Булгакова, – и автор покинул Художественный театр. Не избавляло и от репрессий среди административных сотрудников МХАТа. 

«Мольер», 1936 г. Бутон – М.М. Яншин.
«Мольер», 1936 г. Бутон – М.М. Яншин.

Русская классика на сцене 1930-х годов

Среди знаковых постановок 1930-х — спектакли по русской и зарубежной классике: «Таланты и поклонники» А. Островского (1933), «Горе от ума» А. Грибоедова (1938), «Школа злословия» Р.Б. Шеридана (1940).

Смерть К.С. Станиславского и Спектакль-завещание В.И. Немировича-Данченко — «Три сестры»

В 1938 году умер Константин Сергеевич Станиславский. Последняя начатая им экспериментальная работа — «Тартюф» — была закончена Кедровым и вышла в 1939-м. 

В начале 1940-х Немирович-Данченко обращается к Чехову и осуществляет новую постановку «Трех сестер», которая станет важнейшим примером художественной правды на сцене для поколения режиссеров 1950–1960-х годов. 

К.С. Станиславский репетирует «Тартюфа» у себя дома. 1937 г.
К.С. Станиславский репетирует «Тартюфа» у себя дома. 1937 г.
«Три сестры»,  1940 г. IV действие. Сцена из спектакля. Ирина – А.О. Степанова, Ольга – К.Н. Еланская, Маша – А.К. Тарасова
«Три сестры»,  1940 г. IV действие. Сцена из спектакля. Ирина – А.О. Степанова, Ольга – К.Н. Еланская, Маша – А.К. Тарасова
«Тартюф», 1939 г.  Тартюф – М.Н. Кедров
«Тартюф», 1939 г.  Тартюф – М.Н. Кедров

Годы в эвакуации

Начало войны застало Художественный театр разделенным: часть труппы находилась на гастролях в Минске, часть оставалась в Москве. Воздушные налеты на Минск шли уже с 24 июня 1941-го, и в огне пожара от бомбы погибли декорации к нескольким постановкам, в том числе к спектаклю «Дни Турбиных». 117 мхатовцам под руководством И.М. Москвина пришлось срочно выбираться из горящего Минска. 

В том же 1941 году корифеи МХАТа, среди них и Вл.И. Немирович-Данченко, были эвакуированы в Нальчик. Более молодая часть театра уехала в Саратов, где на сцене местного ТЮЗа играла спектакли, оттуда на фронт отправлялись бригады артистов Художественного театра, чтобы выступать перед бойцами. В августе-октябре 1942-го состоялись гастроли театра в Свердловске, а после их завершения МХАТ вернулся домой, в Москву. 

При театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория для помощи театрам, работавшим в военных условиях. Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных конструкций сценических площадок и декораций, заменителей дорогостоящих материалов, рационализацией и упрощением монтировочных средств.

И.М. Кудрявцев едет с концертной бригадой на фронт
И.М. Кудрявцев едет с концертной бригадой на фронт

Смерть Немировича-Данченко

25 апреля 1943 года не стало Владимира Ивановича Немировича-Данченко. За месяц до смерти он обратился к правительству с инициативой создания при театре Школы-студии. Уже осенью 1943-го был осуществлен первый набор студентов, а Школе-студии МХАТ постановлением Совнаркома СССР присвоено имя Вл.И. Немировича-Данченко.

О.Л. Книппер-Чехова с выпускниками  Школы-студии им. Вл.И. Немировича-Данченко. Выпуск 1955 г. Среди студентов Г.Б. Волчек, Л.И. Иванова, И.В. Кваша
О.Л. Книппер-Чехова с выпускниками  Школы-студии им. Вл.И. Немировича-Данченко. Выпуск 1955 г. Среди студентов Г.Б. Волчек, Л.И. Иванова, И.В. Кваша
Следующая глава
Пик «размхачивания» МХАТа

Поиск по сайту