МХТ начала второго тысячелетия
Смерть Олега Ефремова на рубеже веков для многих символизировала уход целой театральной эпохи. Со смертью главного «строителя театра» (так часто называли Ефремова) как бы исчерпал себя, перестал быть актуальным и принцип, определявший искусство 1960-х, а затем, подспудно, и театр 1970-х и 1980-х годов, — «театр в России больше, чем театр». Начиналось новое время. И возглавивший Московский Художественный театр Олег Павлович Табаков был одним из главных лиц этого нового времени.
Своего преемника О.Н. Ефремов назвал сам. Театровед Н. Казьмина замечала: «Табаков, что называется, и по рождению, и по воспитанию имел на МХАТ все права. Ученик Ефремова, его соратник по «Современнику», много лет ведущий актер МХАТа, наконец, закаленный в театральных боях (еще советского времени) хозяйственник, имевший солидный опыт руководства двумя московскими театрами: «Современником» — в 1970-е годы и «Табакеркой» — в годы 1980–1990-е». Как свидетельствовал А. Смелянский, «Табаков пришел в театр не как спаситель и не как режиссер, сам называл себя «кризисным менеджером», на долю которого выпало множество сложных задач, — надо было прежде всего вернуть в театр публику». МХАТ имени А.П. Чехова в 90-е годы потерял свое место хэдлайнера театральной жизни страны, и О.П. Табаков осуществил целый комплекс мер, чтобы укрепить дисциплину, оживить творческую жизнь, наполнить опустевший театральный зал.
Свой первый сезон худрук Табаков начал с премьеры «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. В день рождения Ефремова, 1 октября 2000 года, в первый день рождения без Ефремова, сыграли спектакль, который начинал репетировать Олег Николаевич, а завершил Николай Скорик. Позже Табаков скажет, что на тот момент «Сирано» стал одним из двух (наряду с «Амадеем») аншлаговых спектаклей Художественного театра.
В 2001 году в доме 3а по Камергерскому переулку была открыта Новая сцена, предназначенная для экспериментальных постановок. Она стала третьей сценой МХАТа имени А.П. Чехова, дополнив Основную и Малую.
В 2006–2007 годах по инициативе Олега Табакова была проведена крупномасштабная реконструкция Основной сцены и зала.
В 2004-м театр вернулся к историческому названию — Московский Художественный театр (МХТ), убрав слово «академический». Анатолий Смелянский пояснял: «Табаков решительно изъял букву «А» из всем привычной аббревиатуры, показывая, что из «академического» МХТ должен был стать живым, открыть двери современности и ее проблемам. На трех сценах МХТ с прицелом на разную публику возник репертуар, в котором пробуют силы многие режиссеры России, дальнего и ближнего зарубежья».
В Художественном театре в это время ставят свои спектакли Владимир Машков, Юрий Бутусов, Юрий Еремин, Сергей Женовач, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Евгений Писарев, Марина Брусникина и Дмитрий Брусникин, Антон Яковлев, Владимир Петров, Темур Чхеидзе, Тадаши Судзуки, Лев Эренбург, Сергей Пускепалис, Алла Сигалова, Дмитрий Крымов, Янош Сас, Виестурс Мейкшанс, Адольф Шапиро, Миндаугас Карбаускис и многие другие.
Всех этих различных, а часто противоположно мыслящих режиссеров О.П. Табаков приглашал, следуя единственному признаку — наличию у них дарования и способности привлечь новую публику в Художественный театр.
Классические произведения — «Последняя жертва», «Белая гвардия», «Гамлет», «Вишневый сад», «Иванов», «Господа Головлевы», «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира, «Тартюф», «Кабала святош», «Женитьба», «Васса Железнова», «Обрыв» — соседствовали с произведениями современных драматургов Ольги Мухиной, братьев Пресняковых, Михаила и Вячеслава Дурненковых, Василия Сигарева и многих других авторов.
На Малой сцене шли «Дуэль» А. Чехова, «Письмовник» М. Шишкина, «Человек-подушка» М. МакДонаха.
На Новой сцене проходили премьеры новых французских, немецких, испанских пьес и дебютировали лучшие студенческие спектакли мхатовской Школы-студии.
Галерея
Галерея
Последняя роль Табакова на сцене МХТ — Бургомистр в «Драконе» Е. Шварца (2017, режиссер Константин Богомолов). Олега Павловича не стало 12 марта 2018 года.
