История
1917–1932

От Московского Художественного театра к Московскому Художественному Академическому театру СССР им. М.Горького

От Московского Художественного театра к Московскому Художественному Академическому театру СССР им. М.Горького

Новый зритель в театральном зале

Прежде всего изменился состав зрительного зала. В МХТ пришла публика, ранее опыта посещения театров не имевшая. К.С. Станиславский ввел в правило выходить перед спектаклем и объяснять зрителям правила поведения в зале Художественного театра: не грызть семечек, не разговаривать, не входить во время действия и т.д.

Надпись-обращение к зрителям у входа в партер. Раскрыта при реставрации здания. Фото 1985 г.
Надпись-обращение к зрителям у входа в партер. Раскрыта при реставрации здания. Фото 1985 г.

Первая премьера после революции – «Каин» и затянувшиеся гастроли «качаловской группы»

Для первой премьеры после Октябрьской революции Константин Сергеевич выбрал трагедию Дж. Байрона «Каин» с ее темой братоубийственной розни. Заглавную роль должен был играть Л.М. Леонидов, Люцифера — В.И. Качалов. Но летом 1919 года группа актеров МХТ во главе с Качаловым и Книппер-Чеховой («качаловская группа») выехала со спектаклями на юг России, оказалась отрезанной военными событиями от метрополии и несколько лет гастролировала по Европе. 

Отъезд ведущих артистов сильно ударил по репертуару Художественного театра. Начавшиеся в августе 1919-го репетиции «Каина» были остановлены из-за ареста К.С. Станиславского, которого взяли как заложника при прорыве белых на Москву. Премьера состоялась 4 апреля 1920 года, а последний раз спектакль сыграли 21 мая 1920-го. 

Гастроли «качаловской группы» в Югославии. Белград 1921 г.
Гастроли «качаловской группы» в Югославии. Белград 1921 г.
«Каин». Эскиз грима Каина. Художник Н.А. Андреев
«Каин». Эскиз грима Каина. Художник Н.А. Андреев

Социально-политические обвинения и упреки в консерватизме

Активизировались давние и новые противники Художественного театра. В прессе тех лет все настойчивее звучали обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТа протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными деятелями ЛЕФа, Пролеткульта, позднее РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения и упреки за консерватизм репертуара.

«Ревизор» с Михаилом Чеховым

Между тем публика с восторгом приняла постановку «Ревизора» (1921 г.), где М.А. Чехов сыграл лучшего во всей истории театра Хлестакова.

«Ревизор», 1921 г. Иван Александрович Хлестаков – М.А. Чехов
«Ревизор», 1921 г. Иван Александрович Хлестаков – М.А. Чехов

Гастроли 1922-1924 гг. по Европе и Америке

Художественный театр активно защищал нарком просвещения А.В. Луначарский, который способствовал возвращению в Москву «качаловской группы» (вернувшейся не в полном составе) и первым длительным зарубежным гастролям Художественного театра по Европе и Америке в 1922–1924 годах. Возглавил гастроли К.С. Станиславский.

Гастроли в США. Артисты МХАТ перед Белым домом. 20 марта 1924 г.
Гастроли в США. Артисты МХАТ перед Белым домом. 20 марта 1924 г.

Предложение трем студиям МХАТ войти в его состав (приняла Вторая студия)

Вл.И. Немирович-Данченко оставался в России. На сцене МХАТ играли спектакли три студии Художественного театра и музыкальная студия Немировича-Данченко. 

По возвращении МХАТа домой отцы-основатели пришли к выводу о необходимости реформы театра и обновления его труппы. Все три студии получили предложения войти в состав метрополии. Первая студия после дебатов отвергла это предложение и стала самостоятельным театром — МХАТом Вторым. Третья студия также выбрала независимый путь и стала Театром имени Евг. Вахтангова. 

В состав МХАТа вошли студийцы Второй студии: А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.П. Зуева, В.Д. Бендина, В.С. Соколова, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, М.Н. Кедров, Б.Н. Ливанов, В.Я. Станицын, М.И. Прудкин, А.Н. Грибов, М.М. Яншин, В.А. Орлов, И.Я. Судаков, Н.М. Горчаков, И.М. Кудрявцев и другие.

Новая драматургия на сцене МХАТ: Островский и Бомарше

Художественный театр в эти годы обращается к современной драматургии: «Пугачевщина» К. Тренева (1925), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (по мотивам его одноименной повести, 1927), «Растратчики» и «Квадратура круга» В. Катаева (1928), «Унтиловск» Л. Леонова (1928), «Блокада» Вс. Иванова (1929). И продолжает работать с классической драматургией.

Автор театра – Михаил Булгаков («Дни Турбиных»)

Принципиальной для МХАТа оказалась встреча с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым — после Чехова его назвали автором театра. В поставленном по роману «Белая гвардия» спектакле «Дни Турбиных» раскрылись дарования второго поколения МХАТ.

«Дни Турбиных», 1926 г. Тальберг, Владимир Робертович, полковник генштаба – В.А. Вербицкий, Елена – В.С. Соколова 
«Дни Турбиных», 1926 г. Тальберг, Владимир Робертович, полковник генштаба – В.А. Вербицкий, Елена – В.С. Соколова 

Островский, Бомарше и Толстой

Победой МХАТа критики назвали «Горячее сердце» А. Островского (1926) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О. де Бомарше (1927), поставленные Станиславским. Освоением новых принципов в работе над прозой стало «Воскресение» Л. Толстого (1930), поставленное Немировичем-Данченко.

«Воскресение», 1930 г. Катюша Маслова – К.Н. Еланская, Надзирательница в тюрьме – Е.Ф. Скульская
«Воскресение», 1930 г. Катюша Маслова – К.Н. Еланская, Надзирательница в тюрьме – Е.Ф. Скульская
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1927. Граф Альмавива, коррехидор Андалузии – Б.Н. Ливанов
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1927. Граф Альмавива, коррехидор Андалузии – Б.Н. Ливанов
Горячее сердце. 1926г. Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец - В.Ф.Грибунин. Фото  А.И.Касаткина. Пленка кп 19832-143 инв.2765 6кр.
Горячее сердце. 1926г. Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец - В.Ф.Грибунин. Фото А.И.Касаткина. Пленка кп 19832-143 инв.2765 6кр.

Болезнь Станиславского и его затворничество в Леонтьевском переулке

Во время юбилейного вечера, посвященного 30-летию театра, К.С. Станиславский перенес сердечный приступ, после которого прекратил актерские выступления, а деятельность режиссера-постановщика перенес в свой дом в Леонтьевском переулке, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе».

Следующая глава
Главные подмостки страны

Поиск по сайту