Пик «размхачивания» МХАТа
После смерти Вл.И. Немировича-Данченко художественным руководителем МХАТ СССР имени М. Горького стал Николай Павлович Хмелев, который, когда Немирович-Данченко находился в эвакуации, взял на себя ответственность за труппу.
В годы войны на мхатовской сцене шли спектакли «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1942), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Русские люди» К. Симонова (1943), «Глубокая разведка» (1943) и «Офицер флота» (1945) А. Крона.
В 1940-е уходит плеяда блистательных деятелей МХАТа. Театр потерял Л.М. Леонидова, М.П. Лилину, А.Л. Вишневского, И.М. Москвина, В.И. Качалова, М.М. Тарханова, Б.Г. Добронравова, В.С. Соколову, В.Г. Сахновского, художников В.В. Дмитриева, П.В. Вильямса.
Последней режиссерской работой Н.П. Хмелева и последней крупной актерской работой И.М. Москвина стала «Последняя жертва» А. Островского (1944). Хмелев умер на сцене в день генеральной репетиции трагедии А. Толстого «Трудные годы», где играл Ивана Грозного.
Галерея
Галерея
В 1946 году художественным руководителем театра назначен М.Н. Кедров. Станиславский писал о нем: «О Кедрове я высокого мнения – он подлинный художник и твердый человек».
Проявляя несгибаемость в вопросах методики репетиций (при нем из театра вынуждены были уйти М.О. Кнебель, П.А. Марков), Кедров в своей репертуарной политике руководствовался идеями и указаниями Постановления ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года, призывавшего театры ежегодно выпускать не менее двух-трех спектаклей «на современные советские темы».
В афише театра в 1950-е появляются спектакли-агитки — пьесы-отклики на политические кампании и процессы («Зеленая улица» А. Сурова, 1948; «Чужая тень» К. Симонова, 1949), поставлена апология Сталина («Залп «Авроры» М. Большинцова и М. Чиаурели, 1952).
В репертуаре МХАТа тех лет «Победители» Б. Чирскова (1947), «Хлеб наш насущный» (1948) и «Заговор обреченных» Н. Вирты (1949), «Илья Головин» С. Михалкова (1949), «Вторая любовь» Е. Мальцева и Н. Венкстерн (по роману Е. Мальцева «От всего сердца», 1950).
Галерея
Мхатовское искусство сохранялось в постановках классической драматургии: «Дядя Ваня» (1947, режиссер М. Кедров), «Поздняя любовь» (1949, режиссер Н. Горчаков), «Плоды просвещения» (1951, режиссер М. Кедров).
Кедров обратился к комедии Л. Толстого, чтобы проверить и укрепить единство творческого метода Станиславского. Актерский состав был едва ли не нарочито пестрым. Предстояло «сыграться» артистам разных поколений Художественного театра: от Л.М. Кореневой — Звездинцевой и Ф.В. Шевченко — Толстой барыни до Т.А. Забродиной, только что, в 1949 году, пришедшей из Школы-студии и получившей роль Тани. Спектакль-долгожитель «Плоды просвещения» стал одним из самых ярких созданий М.Н. Кедрова на мхатовской сцене.
