100 лет со дня рождения Александра Володина

10 февраля исполняется 100 лет со дня рождения драматурга Александра Моисеевича Володина (1919-2001).
Пройдя войну, в 1949 г. он окончил сценарный факультет ВГИК. В том же году, не найдя места в Москве, переехал в Ленинград, где работал на киностудиях «Леннаучфильм» и «Ленфильм». В театре дебютировал в 1956 г. пьесой «Фабричная девчонка». Затем были написаны «Пять вечеров», «В гостях и дома», «Старшая сестра», «Идеалистка», «Назначение», «С любимыми не расставайтесь», «Две стрелы», «Кастручча», «Дульсинея Тобосская», «Ящерица», «Мать Иисуса», киносценарии «Звонят, откройте дверь!», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери», «Фокусник», «Осенний марафон». В Володине нашли своего автора БДТ Георгия Товстоногова и ранний «Современник». Его пьеса «Дульсинея Тобосская» — лирико-философский этюд на темы «Дон Кихота», — стала первой режиссерской работой Олега Ефремова по его приходе во МХАТ в 1971 г.
Как писала о Володине театровед Инна Соловьёва: «К нему потянулись едва ли не все режиссёры, с чьим творчеством связано обновление сцены после эпохи сталинизма… Ему же достались и наиболее жёстокие удары от тех, кто отстаивал нормы социалистического реализма. Вместо поэтизации силы драматург предлагал внимание к человеку — существу уязвимому, нежному, полному жизни и не имеющему брони. Этой задаче отвечала драматургическая техника его пьес — лёгкость переходов, характеры, намеченные двумя-тремя штрихами, воздушность композиции, в которой ничто не пригнано и сохраняется возможность изменения, импровизации. В сюжете становится важен счастливый случай, он же — фокус, он же — чудо. В более поздних пьесах Володина исчезают невымышленные места действия — комнаты в старых домах, общежития, магазины, туманные набережные Ленинграда. Возникает условная Испания (“Дульсинея Тобосская”), столь же условный древний Иерусалим (“Мать Иисуса”) или болотистые леса, где первобытные люди как бы репетируют все те проблемы, с которыми человечеству предстоит возиться до скончания века (остросюжетные притчи “Две стрелы” и “Ящерица”). При всем том Володин — один из немногих современных драматических поэтов, о ком можно сказать, что он не изменял себе и прожил органичную для себя жизнь. О ней рассказывается в его коротких “Записках нетрезвого человека”».
С 2005 г. на Новой сцене МХТ идёт спектакль Виктора Рыжакова по пьесе А. М. Володина «С любимыми не расставайтесь».
В 2007 г. по инициативе Олега Табакова во дворе его театра на Чаплыгина в знак благодарности был установлен памятник ведущим драматургам второй половины ХХ века – Александру Володину, Александру Вампилову и Виктору Розову.
В день столетия Александра Володина Музей МХАТ открывает в фойе Малой сцены МХТ выставку, где представлены фотографии и премьерная афиша «Дульсинеи Тобосской».