100 лет со дня рождения Владлена Давыдова

Сегодня, 16 января, 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Владлена Семеновича Давыдова (1924 – 2012).
«Я не могу не вспомнить молоденького Владлена Давыдова, каким он пришел в Школу-студию имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко в 1943 году, – вспоминал Виталий Виленкин – Сразу почувствовалось, что пришел молодой человек, которому НАДО быть на сцене, который для сцены рожден. Не возникало вопроса, принимать или не принимать этого молодого человека, у тех, кто его экзаменовал, слушал, и в чьих руках оказалась его дальнейшая судьба. Было ощущение: для таких и должна существовать Школа-студия! А для кого же еще, как не для такого открытого юноши, с чудными, ясными глазами, пристальным взглядом, отличным голосом, хорошей дикцией, который весь горел, пылал?! Он властно привлекал к себе внимание. А смотрели и слушали его люди весьма опытные в деле отбора молодых людей на сцену. И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Н. П. Хмелев, В. Г. Сахновский – весь ареопаг тогдашнего Художественного театра. Думаю, что Владик Давыдов – как мы тогда его нежно звали – подкупал всех нас не только прекрасными внешними данными. У него было еще что-то другое…»
Что же в нем было еще, в этом юноше, поступившем на самый первый курс только что образованной Школы-студии МХАТ?
Фанатичная любовь к театру: Владлен Давыдов увлекся искусством сцены в 5 классе, играл в школьном драмкружке, был завзятым театралом.
Прекрасное знание МХАТа, его прошлого и настоящего: спектакли Художественного театра до своего поступления он смотрел десятки раз, был знаком со многими артистами, штудировал книги создателей МХТ.
Нежелание размениваться на второстепенное: для Владлена Давыдова театр всегда находился на первом месте, МХАТ был смыслом его жизни и никакие самые эффектные роли в кинематографе (а сниматься его приглашали, начиная с 1940-х) не могли его соблазнить. Снимался он немного.
Интерес к человеческой психологии, сочувственное внимание к людским судьбам – это стало видно достаточно быстро после того, как в 1947 году выпускника Школы-студии приняли во МХАТ. С самых первых своих ролей и до старости Владлен Семенович любил погружаться в глубины человеческой души, находить в них объем, драматизм, неожиданные обертоны.
Актерский диапазон, который, вероятно, тоже можно было предвидеть сразу. Владлен Давыдов был убедителен в разных ролях: «фрачных» героев, вроде лорда Горинга и Роберта Чилтерна в «Идеальном муже», персонажей Чехова и Горького, которых он переиграл немало, от Кулыгина в «Трех сестрах» Немировича-Данченко до Ферапонта в «Трех сестрах» Олега Ефремова. Впечатлял его Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых», незабываемы были небольшие роли, вроде Тальберга в «Днях Турбиных» или Иосифа II в «Амадее».
Владлен Семенович Давыдов был человеком высокой культуры. Неслучайно в 1985 году Олег Ефремов предложил ему, продолжая играть на сцене, возглавить Музей МХАТ. Его книга воспоминаний «Театр моей мечты» и глубока, и увлекательна, и полна уникальных свидетельств: Владлен Семенович включил в нее немало выдержек из своих дневников. А еще он был счастлив в семейной жизни – всю жизнь провел бок о бок с супругой, актрисой МХАТа Маргаритой Викторовной Анастасьевой, с которой познакомился на том самом курсе в Школе-студии МХАТ. Их сын Андрей Давыдов тоже стал артистом и мхатовцем.