105 лет «Синей птице»



105 лет назад, 30 сентября 1908 года, в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля «Синяя птица».

«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», — вспоминал Станиславский. С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908‑го в дни празднования десятилетия МХТ. Длительность и затрудненность работы над «Синей птицей» были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой — а никак не детской — фантазии и верил, что ее вольный каприз подскажет способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека. Ради этого он выдвинул принцип «неожиданности и в декорациях, и во всех сценических трюках». Знавший его планы Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссера, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвется «за пределы возможностей сцены».
Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, все более усложняющиеся и высокие. 
Колоссальный успех спектакля обеспечил ему беспрецедентно долгую сценическую жизнь; вскоре «Синяя птица» стала спектаклем детских утренников, но в ней всегда, вопреки бессчетным вводам, возобновлениям и сокращениям, жила магия режиссерской фантазии Станиславского.

Поиск по сайту