110 лет со дня рождения Софьи Пилявской

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Софьи Пилявской (1911–2000). Прекрасной актрисы и благородной женщины, сохранившей свою ослепительную красоту и в глубокой старости. А красива Пилявская была настолько, что её муж Николай Дорохин, тоже артист Художественного театра, глядя на статую Венеры, говорил: «Моя-то Зося получше будет!»
Театром Пилявская, дочь польского дворянина, вступившего в партию ещё до революции, увлеклась в 13 лет. Обожала МХАТ, мечтала учиться у Зинаиды Соколовой, сестры Станиславского. В 16 попробовала поступить к ней, но та отправила Зосю домой с вердиктом: «Ваш сильный польский акцент неисправим». По вопросам дикции Зосю консультировал сам князь Сергей Волконский, бывший директор императорских театров и знаток тонкостей сценической речи, и уже через год поражённая результатом Соколова приняла Пилявскую в свою студию. А в 1931 году, после её окончания, Зосю пригласили во МХАТ.
Времена наступали страшные. В 1937-м арестовали отца, занимавшего должность председателя Спецколлегии Верховного суда СССР. Брата, как члена семьи врага народа, уволили с работы, сводную сестру исключили из комсомола. Софья отправилась в дирекцию МХАТа. «Всё, что я могу для вас сделать – пишите заявление об уходе по собственному желанию», –посоветовал ей директор театра. Пилявская написала и стала ждать увольнения. А его не последовало. Как выяснилось, Станиславский порвал заявление, Немирович-Данченко же дал понять, что полностью одобряет этот его поступок.
Арест тестя тяжело пережил муж Пилявской Николай Дорохин – он перенёс свой первый инфаркт. Дорохина не раз вызывали в НКВД, настойчиво склоняя к сотрудничеству. Однажды Софья Станиславовна несколько часов прождала мужа у отделения НКВД. Той ночью у него случился сердечный приступ. Согласия сотрудничать Дорохин не дал. Он умер от разрыва сердца 31 декабря 1953 года на пороге квартиры Ольги Книппер-Чеховой, куда они с женой пришли встречать Новый год. Ему было всего 48 лет.
Замуж Пилявская больше не вышла, и все 46 лет, на которые она пережила мужа, Новый год встречала одна. У неё оставался Художественный театр – отсвет благородной красоты лежал на всех её героинях, даже отрицательных, таких как леди Снируэлл в «Школе злословия» или миссис Чивли в «Идеальном муже». Было преподавание в Школе-студии МХАТ. Была дружба с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой и сестрой Чехова Марией Павловной.
Во МХАТе времён Олега Ефремова Софье Станиславовне нашлось достойное место. Она играла в «Живом трупе» Анатолия Эфроса, в «Дяде Ване», «Московском хоре», «Варварах», «Горе от ума» самого Олега Николаевича. А в ефремовском спектакле-завещании «Три сестры» выходила в роли няньки Анфисы, своего рода хранительницы дома Прозоровых.
Но широкая публика, конечно, знала её в первую очередь по роли Алисы Витальевны, тёти Костика, в кинофильме Михаила Козакова «Покровские ворота». И сегодня, в очередной раз посмотрев это кино, мы вновь и вновь ощущаем полное достоинства и света человеческое обаяние Софьи Станиславовны Пилявской.