110 лет со дня рождения Татьяны Серебряковой
Сегодня, 22 января, 110 лет со дня рождения Татьяны Серебряковой (1912 – 1989), художника-декоратора Художественного театра, дочери знаменитой художницы Серебряного века Зинаиды Серебряковой.

На картине «За завтраком», где трое детей сидят за столом, маленькая девочка, положившая ладошку на тарелку, – и есть Тата. Годы революции прошлись по этой семье катком: от тифа умер муж Зинаиды Серебряковой, семейное имение было сожжено и разграблено. Зинаиде едва удавалось прокормить четверых детей. В 1924 году по протекции своего родственника Александра Бенуа она уехала в Париж, получив заказ на роспись панно. Из Ленинграда отплывала на пароходе, Тате было 12 лет: «Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».

Они расстались на 36 лет и увиделись лишь в 1960-м. Двоим детям Серебряковой – Александру и самой младшей Кате – удалось уехать к маме в Париж. Тата и Евгений остались в России с бабушкой. В тридцатые годы бабушка умерла от голода. Брата и сестру спасали работы матери – иногда они относили их коллекционерам за буханку хлеба. А еще Татьяну спасало увлечение балетом – она училась в Ленинградском хореографическом училище, позже танцевала на сцене Малого оперного театра. Потом изобразительное искусство пересилило, Татьяна поступила в Институт имени Репина и стала театральным художником.

Во МХАТ она пришла в 1943 году. Ее балетная выправка была видна всегда: художник-конструктор театра Екатерина Кузнецова рассказывала, что и в старости Татьяна Борисовна подолгу стоя расписывала лежащий на полу задник, водя по нему длинной кистью. Тогда как ее куда более молодые коллеги быстро уставали, садились на стул.
Татьяна Серебрякова участвовала в выпуске множества спектаклей. В том числе и «Тартюфа» Анатолия Эфроса. Сценограф «Тартюфа» Дмитрий Крымов так вспоминал о ней: «Внутреннее благородство, достоинство в сочетании с юмором, небоязнь черной работы, серьезность и высокий профессионализм делали ее в моих глазах аристократкой… Я впервые испытал тогда чувство, которое, наверное, должен испытывать художник в настоящем театре, когда его маленькая игрушка-макет отдана в заботливые, умелые руки, которые ее холят и лелеют как любимого ребенка, а не обращаются как с чужим ребенком в детском саду».
На фото: картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» (1914) и «Тата в танцевальном костюме» (1924), Татьяна Борисовна в старости.

На картине «За завтраком», где трое детей сидят за столом, маленькая девочка, положившая ладошку на тарелку, – и есть Тата. Годы революции прошлись по этой семье катком: от тифа умер муж Зинаиды Серебряковой, семейное имение было сожжено и разграблено. Зинаиде едва удавалось прокормить четверых детей. В 1924 году по протекции своего родственника Александра Бенуа она уехала в Париж, получив заказ на роспись панно. Из Ленинграда отплывала на пароходе, Тате было 12 лет: «Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».

Они расстались на 36 лет и увиделись лишь в 1960-м. Двоим детям Серебряковой – Александру и самой младшей Кате – удалось уехать к маме в Париж. Тата и Евгений остались в России с бабушкой. В тридцатые годы бабушка умерла от голода. Брата и сестру спасали работы матери – иногда они относили их коллекционерам за буханку хлеба. А еще Татьяну спасало увлечение балетом – она училась в Ленинградском хореографическом училище, позже танцевала на сцене Малого оперного театра. Потом изобразительное искусство пересилило, Татьяна поступила в Институт имени Репина и стала театральным художником.

Во МХАТ она пришла в 1943 году. Ее балетная выправка была видна всегда: художник-конструктор театра Екатерина Кузнецова рассказывала, что и в старости Татьяна Борисовна подолгу стоя расписывала лежащий на полу задник, водя по нему длинной кистью. Тогда как ее куда более молодые коллеги быстро уставали, садились на стул.
Татьяна Серебрякова участвовала в выпуске множества спектаклей. В том числе и «Тартюфа» Анатолия Эфроса. Сценограф «Тартюфа» Дмитрий Крымов так вспоминал о ней: «Внутреннее благородство, достоинство в сочетании с юмором, небоязнь черной работы, серьезность и высокий профессионализм делали ее в моих глазах аристократкой… Я впервые испытал тогда чувство, которое, наверное, должен испытывать художник в настоящем театре, когда его маленькая игрушка-макет отдана в заботливые, умелые руки, которые ее холят и лелеют как любимого ребенка, а не обращаются как с чужим ребенком в детском саду».
На фото: картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» (1914) и «Тата в танцевальном костюме» (1924), Татьяна Борисовна в старости.