115 лет со дня рождения Анатолия Кторова
24 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Народного артиста СССР Анатолия Петровича Кторова (1898-1980).
Он дебютировал в 1917 году у Федора Комиссаржевского, окончил его студию и играл в его театре до 1920 года, а позднее — в Театре Корша. В спектаклях этой труппы отточилась его легкая, скользящая комедийность, элегантная отрывистость рисунка, экономность чистой игры.
С середины 20-х годов Кторов был настоящей звездой экрана, благодаря фильмам Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Марионетки», «Процесс о трех миллионах», «Бесприданница». Его вызывающее изящество, блестящий цилиндр, крахмальные манишки и отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем была связана особая эстетика торжествующего шика, блеска и ослепительного мужского магнетизма.
После закрытия Театра Корша в 1933 году, Анатолий Кторов был переведен во МХАТ. В «Пиквикском клубе», где он стал с 1936 г. играть Сэма Уэллера, и в еще большей степени в «Школе злословия», где он играл лукавого, обольстительного ханжу-нахала Джозефа Серфеса, он нашел себя и определил свое неотъемлемое место в Художественном театре. Он изобрел изломанную пластику и ритм, передававший самую суть снедаемого завистью Долгорукова в «Последних днях», с тонким чувством стиля автора сыграл диккенсовского злодея Кэркера в «Домби и сыне»; грация в передаче полной безмозглости сделала шедевром его барона Клингена в «Плодах просвещения». Среди наиболее заметных ролей Кторова — профессор Серебряков в «Дяде Ване» (1947), Суслов в «Дачниках», Кроссмен в «Осеннем саду».
Поздние годы актера ознаменовались общепризнанным успехом в роли Бернарда Шоу, которого он играл в «Милом лжеце» с полным блеском своего нестареющего мастерства, иронично, умно и печально.
В 60-х годах, после почти тридцатилетнего перерыва, состоялось триумфальное возвращение Анатолия Кторова в кинематограф — он сыграл старого князя Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
За всю свою долгую жизнь Кторов не дал ни одного интервью, но после его смерти были найдены дневники, которые он вел с 1913 года. В 2008 году к 110-летию артиста был создан документальный фильм «Невольная исповедь милого лжеца: Анатолий Кторов», в основу которого легли эти дневниковые записи. Фильм построен на параллельной исповеди героя спектакля «Милый лжец» и самого актера.
Он дебютировал в 1917 году у Федора Комиссаржевского, окончил его студию и играл в его театре до 1920 года, а позднее — в Театре Корша. В спектаклях этой труппы отточилась его легкая, скользящая комедийность, элегантная отрывистость рисунка, экономность чистой игры.
С середины 20-х годов Кторов был настоящей звездой экрана, благодаря фильмам Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Марионетки», «Процесс о трех миллионах», «Бесприданница». Его вызывающее изящество, блестящий цилиндр, крахмальные манишки и отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем была связана особая эстетика торжествующего шика, блеска и ослепительного мужского магнетизма.
После закрытия Театра Корша в 1933 году, Анатолий Кторов был переведен во МХАТ. В «Пиквикском клубе», где он стал с 1936 г. играть Сэма Уэллера, и в еще большей степени в «Школе злословия», где он играл лукавого, обольстительного ханжу-нахала Джозефа Серфеса, он нашел себя и определил свое неотъемлемое место в Художественном театре. Он изобрел изломанную пластику и ритм, передававший самую суть снедаемого завистью Долгорукова в «Последних днях», с тонким чувством стиля автора сыграл диккенсовского злодея Кэркера в «Домби и сыне»; грация в передаче полной безмозглости сделала шедевром его барона Клингена в «Плодах просвещения». Среди наиболее заметных ролей Кторова — профессор Серебряков в «Дяде Ване» (1947), Суслов в «Дачниках», Кроссмен в «Осеннем саду».
Поздние годы актера ознаменовались общепризнанным успехом в роли Бернарда Шоу, которого он играл в «Милом лжеце» с полным блеском своего нестареющего мастерства, иронично, умно и печально.
В 60-х годах, после почти тридцатилетнего перерыва, состоялось триумфальное возвращение Анатолия Кторова в кинематограф — он сыграл старого князя Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
За всю свою долгую жизнь Кторов не дал ни одного интервью, но после его смерти были найдены дневники, которые он вел с 1913 года. В 2008 году к 110-летию артиста был создан документальный фильм «Невольная исповедь милого лжеца: Анатолий Кторов», в основу которого легли эти дневниковые записи. Фильм построен на параллельной исповеди героя спектакля «Милый лжец» и самого актера.