115 лет со дня рождения Ангелины Степановой



Сегодня, 23 ноября, исполняется 115 лет со дня рождения Ангелины Иосифовны Степановой.
«У нее особый дар на сцене “держать спину”, достойно проходя сквозь собственный возраст и смену актерских поколений. Никто никогда не интересовался, сколько лет Степановой и нужна ли ей смена. Не нужна».
Так писала об Ангелине Степановой Наталья Крымова в связи со спектаклем «Милый лжец», одной из главных работ Ангелины Иосифовны поздней поры ее жизни.
Нужной, а вскоре и незаменимой для Художественного театра Степанова стала рано. Когда многие еще называли ее просто Линой. В 1924 году Станиславский решал, кого из учеников школы при Третьей студии надо брать в Художественный театр. Ему дали список, фамилию Степановой он подчеркнул дважды. Константину Сергеевичу нравилось, как Степанова играет Мэри в учебном спектакле «Битва жизни», который он «доводил» для Малой сцены МХАТа. Первый муж Степановой Николай Горчаков, постановщик этого спектакля, в своей книге «Режиссерские уроки К. С. Станиславского» передает очень интересные диалоги на репетициях между К. С. и юной актрисой.
Сегодня нам может показаться, что существуют две Степановой. Одна – та самая Лина: молодая актриса, активно занятая в театре, молодая женщина, обивающая высокие пороги, чтобы помочь своему возлюбленному драматургу Николаю Эрдману, арестованному и сосланному в Сибирь, и несмотря на все препоны приезжающая к нему в ссылку в Енисейск.
Вторая – Ангелина Иосифовна – сдержанная, даже суровая. Жена члена ЦК КПСС писателя Александра Фадеева, на протяжении многих лет парторг МХАТа, печально известная, например, своим участием в закрытии спектакля Анатолия Эфроса «Три сестры» 1967 года.
Но на самом деле это один и тот же человек, проживший очень долгую и очень непростую жизнь — вместе с трагической историей свой страны. Это актриса, в игре которой нашла воплощение та самая старая школа МХАТа, которая сегодня является для нас утраченным богатством. Неслучайно ведь и Анатолий Эфрос не держал на нее зла за «Три сестры». А напротив – радовался возможности поработать с ней. «Однажды я попросил Степанову и Прудкина высказать свое мнение по поводу одной из сцен “Живого трупа”. Потом предложил свое решение. Их реакция была поразительна. Оба, внимательно выслушав меня, секунду молчали, а потом, не сговариваясь, засмеялись. Этот смех лучше всяких слов означал, что они меня поняли.
Затем не последовало ни одного лишнего вопроса. Мастерство их такое, что раз они поняли и согласились, значит, сделают. Это было чуть ли не первое наше знакомство.
С тех пор я с нетерпением жду прихода этих людей на каждую свою репетицию. Любопытные, неуставшие глаза, ясный ум».
Сегодня в 19:00 смотрите в группах театра в социальных сетях спектакль «Милый лжец» с Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым. Телеверсия Анатолия Эфроса.

Поиск по сайту