115 лет со дня рождения Николая Баталова



6 декабря исполняется 115 лет со дня рождения легендарного актёра 1920-1930-х гг., заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Баталова (1899-1937).

Родом из крестьян Ярославской губернии, в 17 лет он вступил в труппу МХТ, где сыграл Петю-переплётчика в «Зелёном кольце», Франца Моора в «Разбойниках», Никиту в «Растратчиках», Собакевича в «Мёртвых душах», Лопахина в «Вишнёвом саде».
Кино предложило свою разгадку индивидуальности и назначения Баталова. «Для воплощения нового человека должен был появиться новый актёр, наш, советский актёр — антипод заморским экранным писаным красавцам Рудольфам Валентинам, Рамонам Наварро, актёр, прежде всего своей внешностью, своим лицом говорящий о демократичности олицетворяемых им персонажей, актёр, внутренние игровые силы и способности которого вызывали бы расположение, роднили бы его со зрителем», — писала пресса тех лет. Внешностью Баталов подходил этим требованиям сполна: круто кудрявый, широконосый, улыбка неотразимая, сияющая, и глаза тоже — сияющие. Таким и предстал актёр в «Аэлите» Якова Протазанова по роману А. Н. Толстого (1924): его коммунист Гусев, отчаливавший на межпланетном корабле, прихватив с собой гармонь, покорял и прекрасную марсианку, и кинозал. И Гусеву, и Павлу в «Матери» Пудовкина, и строителю коммуны Сергееву в «Путёвке в жизнь» Николая Экка актер отдавал своё упоение жизнью, страстно целенаправленную энергию. Из театральных работ Баталова этим героям наиболее сродни Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927).
Баталов энергично участвовал в том, что принято называть «советизацией МХАТ». С 1925 г. он входил в здешние органы внутреннего управления — в «шестёрку», затем в «пятёрку». Он практически заведовал труппой, доводя свою неподкупную принципиальность до жестокости. Влюбленный в искусство родной сцены, извлекавший великолепные уроки из встреч с её основателями, он тем не менее подчас готов был требовать отделения от идеалистических «стариков» и строить новый Художественный театр.
В 1927 году Станиславский назначил ему роль Фигаро, которая казалась противоположной данным Баталова, но в спектакле были найдены краски и темперамент народной комедии, а в натуре Фигаро — в полном разрыве со штампами роли, с ритмами порхающего изворотливого цирюльника — открылись своеобразная прямота, жёсткость и пылкость. В 1935 году именно в этой роли он в последний раз вышел на сцену.
Николай Баталов скончался от туберкулёза в возрасте 37 лет.

Поиск по сайту