115 лет со дня рождения Владимира Грибкова



15 мая исполнилось 115 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Владимира Васильевича Грибкова (1902-1960).

В 1920-1923 гг. он работал в воронежской уездной, затем в железнодорожной милиции. Окончил три курса Воронежского института народного образования. В 1924 г. — ученик Школы МХАТ. В 1926-1938 гг. — актер Художественного театра. В перечне его первых ролей — нищий в “Царе Федоре” (сезон 1924/25), “мужик сопровождающий” и “мужичонко с подвязанной щекой” в “Бронепоезде 14-69”, мужик в “Унтиловске”, мужик в “Воскресении”, трактирный слуга в “Растратчиках”. Первый исполнитель ролей священника в “Воскресении”, Майбы (“Наша молодость”), трубача-лекаря (“Егор Булычов и другие”), антоновского штабного Егора Ишина (“Земля”) и др. Грибков верно чувствовал празднично-народный колорит “Безумного дня, или Женитьбы Фигаро” (1927), где играл пастуха по имени Грипп-Солейль (“Лови-солнышко”), был очаровательным целеустремленным комсомольцем Абрамом в “Квадратуре круга” (1928); его кругленький, крепенький, трогательно жизнерадостный и вечно попадающий в беду мистер Пиквик был идеальным центром спектакля по Диккенсу (“Пиквикский клуб”,1934). Душевные веселые краски нашлись для старого доктора Бублика (“Платон Кречет”,1935).
С 1938 г. ушел из МХАТ, снимался в кино (“В поисках радости”, “Волшебное зерно”, “Актриса”, “Антоша Рыбкин”, “Воздушный извозчик”, “Первая перчатка”, “Близнецы”, “Повесть о настоящем человеке”, “Четверо” и др.). Был режиссером и художественным руководителем Областного московского театра им. Маяковского. В 1941 — 1943 гг. работал в штате киностудии в Алма-Ате. Позднее выступал на эстраде как чтец, озвучивал мультипликационные фильмы (“Ночь перед Рождеством” (Чёрт), “Аленький цветочек” (Кондрат), “Каштанка” (от автора), “Снежная королева” (Оле-Лукойе)).
С июня 1944 г. до конца жизни — во МХАТ. Среди его ролей, сыгранных по возвращении: Семенов (“Русские люди”,1944), Битков (“Последние дни”,1946), Степанов (“Дни и ночи”, 1947), Дормедонт (“Поздняя любовь”, 1949), 3-й мужик (“Плоды просвещения”, 1951) и др. Нежданным шедевром этого актера, известного мягкостью и теплотой, стал Смердяков в “Братьях Карамазовых” (1960) — с его готовностью к убийству, с его снисходительностью и презрительной складкой губок, с претенциозной грацией позы у притолоки, с расслабленностью маленьких рук и всезнающей улыбочкой. Эта роль, вошедшая в сокровищницу МХАТ, была последней работой Грибкова — полгода спустя его не стало.

Инна Соловьёва, энциклопедическое издание «МХАТ. 100 лет»

Поиск по сайту