120 лет со дня рождения Алексея Грибова

Сегодня, 31 января, 120 лет со дня рождения Алексея Грибова (1902 – 1977), одного из самых любимых артистов «старого» Художественного театра.
Алексей Грибов обладал внешностью комика и даром трагика. Играть мог абсолютно все, разрушая сам принцип театрального амплуа. Его игру называли гениальной, и в этом не было преувеличения. Родом из бедной рабочей семьи, в 14 лет Грибов и сам устроился на шелкоткацкую фабрику. Увлекся театром в 1919 году – в школе при Сытинской типографии, а потом поступил в школу при Третьей студии МХАТ. Его жизнь кардинально изменилась в 22 года, когда учебный спектакль школы при Третьей студии МХАТ «Битва жизни» по повести Чарльза Диккенса взяли в репертуар МХАТа. Наконец-то Грибов смог уйти с фабрик! В 1924 году он стал артистом Художественного театра. На репетиции той самой «Битвы жизни» случился примечательный диалог. Грибов играл адвоката Крэгса, в зале сидел Станиславский. Неожиданно К. С. обратился к Алексею.
— Не могу понять, почему вы так не верите себе, как актеру. Вы обладаете хорошим, тонким, мягким юмором, выразительной внешностью, чистой дикцией, пластичны, темпераментны, а так стараетесь произнести свою фразу, как будто вы последний в труппе статист, которому наконец дали роль с одной фразой и он, как это бывает всегда в таких случаях, решил сделать из этой фразы монолог… Боитесь, что вас не запомнили?
– Да! – признался Грибов – Меня преследует мысль, что когда я выйду, зритель будет спрашивать своего соседа: а это кто такой вылез?
– Не беспокойтесь, – ответил Станиславский. – Вас все запомнили. Видите, сколько в вас юмора. Рассмешили меня, когда я совсем не собирался смеяться!
Станиславский тогда назвал Грибова комиком, а тот возразил, что хочет сыграть «глубокую драму». Жизнь показала, что Грибов одинаково хорош и в драме, и в комедии. И что публика всегда его запоминает, даже если у его героя лишь пара реплик.
У Алексея Николаевича был дар концентрированной игры – когда каждая деталь настолько продумана и отточена, что работает на образ. «Прекрасно зная черты персонажей “по жизни”, он их не копировал, а сгущал и суммировал; прокрашивал ярким и едким юмором» – так писала о нем историк МХАТа Инна Соловьева.