120 лет со дня рождения Аллы Тарасовой



6 февраля исполняется 120 лет со дня рождения легенды русской сцены, народной артистки СССР Аллы Константиновны Тарасовой (06.02 [25.01].1898 – 05.04.1973).

Алла Тарасова выросла в семье профессора-медика в Киеве. Увлеченная искусством МХТ, спектакли которого видела во время его киевских гастролей, приехала в 1914 г. экзаменоваться в актрисы. Найдя ее слишком юной для службы, ей предложили поступить в «Школу трех Николаев» (с 1916— Вторая студия МХТ). После дебюта в роли Финочки («Зеленое кольцо», 1916) репетировала роль Нины Заречной со Станиславским (спектакль не состоялся). В 1918 г. уехала из Москвы; позже присоединилась к «качаловской группе». Играла Офелию, Аню в «Вишневом саде», Верочку в «Осенних скрипках» Сургучева, фрекен Норман («У жизни в лапах»). Приняла участие в зарубежной гастрольной поездке МХАТ (1922-1924: Аня, Ирина, Соня, Саша Лебедева в чеховских спектаклях; Грушенька в «Братьях Карамазовых»; Настя в «На дне»; княжна Мстиславская в «Царе Федоре Иоанновиче»). Станиславский писал из Америки, что без Тарасовой не видит ни одного спектакля в будущем, однако ее жизнь в МХАТ в 20-е гг. была менее блистательна, чем начало. Второй расцвет и апогей славы Тарасовой приходится на 30-40-е гг.: Негина, «Таланты и поклонники»; Татьяна Луговая, «Враги»; Анна Каренина в инсценировке романа Толстого; Маша, «Три сестры»; Юлия Тугина, «Последняя жертва». Большим успехом пользовались киноработы артистки — Катерина в «Грозе», Екатерина I в «Петре I», Кручинина в «Без вины виноватых» (в 1963 г. Тарасова повторила этот образ на сцене).
После публичных аплодисментов Сталина на «Анне Карениной» и пяти Сталинских (Государственных) премий за Аллой Константиновной закрепился официальный статус «первой актрисы» Художественного театра и советского государства. Лучшей работой последних десятилетий ее жизни стала Мария Стюарт в трагедии Шиллера (1957).
В 1951-1954 гг. Алла Тарасова была директором МХАТ, с 1970 г. — председателем Совета старейшин МХАТ. С настороженностью восприняв репертуарную линию, намечавшуюся пришедшим в театр О. Н. Ефремовым, и возражая против пьесы Рощина «Валентин и Валентина», она, однако, с надеждой относилась к творческой личности нового руководителя («в него я верю очень») и на последнем этапе включилась в работу, сыграв мать Валентины (1971). Этот спектакль оказался ее последней премьерой.

Поиск по сайту