120 лет со дня рождения Николая Погодина

Сегодня 120 лет со дня рождения драматурга Николая Погодина (1900–1962).
Этот обласканный советской властью автор трилогии о Ленине, две части которой – «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» – много лет шли во МХАТе, был одним из самых живых, неординарных, совестливых драматургов своего непростого времени.
Прирожденный журналист, в молодости долго работавший разъездным корреспондентом газеты «Правда», Погодин и пьесы писал как репортер – стремительно, энергично и с точными деталями. Первую свою комедию «Темп» в 1929 году он сочинил за неделю. И тут же принес ее во МХАТ, знаменитому завлиту Павлу Маркову. Марков прочел эту историю о строительстве тракторного завода и сказал: «У вас есть несомненный талант драматурга, но в пьесе нет драматургического стержня».
«Темп» вышел в 1930 году в Театре имени Вахтангова, а во МХАТе долго репетировали следующую пьесу Погодина – «Дерзость», историю о том, как тринадцать девушек и юношей решили жить коммуной. Этот сюжет Погодину тоже был известен не понаслышке, он лично знал таких ребят. Спектакль не выпустили: тема коммун в начале 30-х уже не поощрялась.
Во время войны, когда МХАТ был в эвакуации в Саратове, вышли «Кремлевские куранты». Ленина играл Алексей Грибов, известный своими характерными, а том числе и комедийными ролями, а инженера-энергетика Забелина, человека старой культуры, – Николай Хмелев. Спектакль прошел 381 раз! В 1956 году его возобновили, уже с Борисом Смирновым-Лениным и Борисом Ливановым-Забелиным.
Когда в оттепель появились новые режиссеры и драматурги, Погодин первым их приветствовал. Будучи главным редактором журнала «Театр», он открыл дорогу пьесам Александра Володина, напечатал его «Фабричную девчонку». И именно при Погодине постоянными авторами журнала стали знаменитые в будущем критики и историки театра: Наталья Крымова, Инна Соловьева, Александр Свободин, Майя Туровская, Вадим Гаевский, Нея Зоркая. Николаю Федоровичу настолько понравился спектакль Анатолия Эфроса «В добрый час!» в Центральном Детском театре, что под влиянием этой постановки он отправился на целину изучать современную молодежь. Результатом стала пьеса «Мы втроем поехали на целину», которую в 1955 году выпустил тот же ЦДТ. Спектакль вызвал грандиозный скандал. Как же прорабатывали Погодина за то, что он опорочил советских юношей и девушек, которые думают не о выполнении плана, а все больше о любви.
Финал жизни Погодина – красноречиво свидетельствующий о его совестливости – связан со МХАТом. В 1961 году Погодин написал пьесу «Альберт Эйнштейн», с критическим взглядом на ученого и на всю «прогнившую» буржуазную науку. Уже отдав пьесу во МХАТ, он поехал в Америку – своими глазами увидеть дом, где жил Эйнштейн. Все-таки журналист в нем был неистребим. Дом Эйнштейна – рядовой профессорский
коттедж, в котором продолжали жить близкие ученого – его совершенно очаровал. Рассказы об Эйнштейне заставили драматурга по-другому почувствовать своего героя. Погодин вернулся из Принстона в Москву и забрал пьесу у Художественного театра. С огромным трудом, ведь репетиции уже шли. Стал переписывать, от переживаний запил, чего делать ему было категорически нельзя. Умер Погодин через несколько месяцев после возвращения из США.