120 лет со дня рождения Павла Маркова



22 марта исполняется 120 лет со дня рождения Павла Александровича Маркова (1897-1980) — театроведа, критика и режиссера, легендарного завлита Московского Художественного театра.

В 1922 г. он окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1919 г. начал печататься по вопросам театра. В 1924 г. вышла его книга «Новейшие театральные течения», до сих пор остающаяся образцово точным исследованием сути исканий Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова.
В 1925 г. после его критического газетного отзыва о возобновлении «Горя от ума» в МХАТ и переговоров с Немировичем-Данченко был приглашен на работу в Художественный театр и по 1948 г. официально заведовал его литературной частью. Эта сторона его деятельности отражена не только в его «Книге завлита» (1976 г.), но и в «Театральном романе» М. Булгакова, в котором Павел Марков фигурирует под именем Миши Панина.
Появление в МХАТ Булгакова — нового «автора театра», возобновление отношений с Горьким, формирование Вс. Иванова, Л. Леонова, В. Катаева как драматургов, театральные судьбы Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина, эволюция А. Афиногенова, контакты с В. Маяковским и Н. Погодиным — все это шло «от Маркова», «через Маркова», «при Маркове», если вообще не было задумано и сделано от начала до конца им. Марков был объективнейшим и умнейшим аналитиком процесса, в который был органически включен. Его перу принадлежат исследования-портреты почти всех мастеров первого и второго поколения МХАТ. Участие в формировании нового репертуара и практически новой труппы МХАТ не мешало ему с завидной объективностью рецензировать спектакли иных театров и портретировать их актеров. Авторитет Маркова-критика сохранялся на протяжении всей его шестидесятилетней журналистской и научной карьеры. Попытки Маркова внутри театра противодействовать отрицательной динамике его развития в конце 40-х гг. закончились его уходом.
В 1951-1955 гг. был режиссером и председателем Литературного совета Малого театра (спектакли «Северные зори». «Проданная колыбельная», «Порт-Ар-тур»).
Вернувшись в Художественный театр в 1955-м, стремился направить его к идейно-творческим задачам, остававшимся нерешенными с середины 40-х гг. (обращение к Шиллеру — «Мария Стюарт», к Леониду Леонову — «Золотая карета», к Достоевскому — «Братья Карамазовы»: в двух последних спектаклях был сопостановщиком). Делал попытки вернуть в МХАТ утраченную методику режиссуры Немировича-Данченко. Однако внутренние распри вскоре вынудили его уйти вторично (1959) и отдаться педагогической и литературной работе.
На театроведческом факультете ГИТИСа он преподавал с 1939 г. Его учениками признают себя ведущие критики нескольких поколений. Прижизненно вышло четырехтомное собрание его работ «О театре». Отдельно стоят работы, посвященные Музыкальному театру им. Немировича-Данченко, где Марков с 1933 г. заведовал художественной частью (в 1944-1949 был худруком, поставил несколько оперных спектаклей). Под редакцией Маркова в 1961-1967 гг. издана пятитомная Театральная энциклопедия. 

Из статьи Инны Соловьёвой в энциклопедическом издании «МХАТ. 100 лет».

Поиск по сайту