125 лет со дня рождения Алисы Коонен

125 лет со дня рождения Алисы Коонен


17 октября исполняется 125 лет со дня рождения народной артистки РСФСР Алисы Георгиевны Коонен (1889-1974).
Судьба ее и слава неразрывны с Камерным театром (ныне это театр им. А. С. Пушкина), но “творческие закладки” были получены ею в МХТ. Она стала ученицей здешней школы, когда ей еще не сравнялось шестнадцать, — едва успев окончить гимназию. Пройдя череду «третьих ролей», она вышла на первый план и покорила публику в роли Митиль в “Синей птице” (1908), затем была Мирьям в “Miserere” (1910), Лиза в “Екатерине Ивановне” (1912). Крэг хотел отдать ей роль Офелии в своей постановке “Гамлета”, угадывая, что в труппе МХТ именно эта юная актриса более всех тяготеет к трагедии, с одной стороны, и к пластическим, музыкальным, ритмическим средствам сценических решений — с другой. На пластику и на вкусы Коонен оказала влияние Айседора Дункан, искусством которой в ту пору увлекался и ее учитель, Станиславский. Сам образ жизни Алисы Коонен — переполненно яркой, поэтической, авантюрной, сам круг людей, с которыми она сближалась (Леонид Андреев, Николай Тарасов, миллионер Прохоров, Блок, Скрябин), — знамение эпохи, составная ее часть. Коонен имела принципиальный для себя самой успех в роли цыганки Маши (“Живой труп”, 1911) и в роли Анитры (“Пер Гюнт”, 1912). Анитру она играла-плясала босиком, решая образ через экзотическую буйную пластику; для Маши у нее была плавная медлительность, строгая простота всего облика, поющий голос, полный страсти и муки.
Не драма невостребованности подтолкнула Коонен к уходу из вырастившего ее театра (в последний ее сезон в МХТ ей были предложены три главные роли), но ее всегдашнее стремление к обновлению. Уход Коонен был воспринят Станиславским как трагедия, но О. Л. Книппер-Чехова напутствовала ее словами: «Я верю, что пройдет время и мы еще будем вам аплодировать и будем гордиться тем, что это мы вас вырастили. Ведь все равно, где бы вы ни были, вы всегда останетесь нашим ребенком, которого мы учили ходить по сцене».
В 1913 г. Коонен ответила согласием на предложение войти в Свободный театр Марджанова, а после его распада навсегда связала себя с Александром Таировым и с Камерным театром, чьей главной актрисой она была на протяжении нескольких десятилетий. Стоит заметить, что в архиве Вл. И. Немировича-Данченко имеется письмо Таирова, выражающее благодарность за помощь в открытии Камерного.
Алиса Коонен оставила мемуары “Страницы жизни”, где особо ценны описания жизни в МХТ. 

Поиск по сайту