125 лет со дня рождения Михаила Булгакова



15 мая исполняется 125 лет со дня рождения одного из главных авторов Художественного театра – Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

Путь Булгакова-драматурга начался с написанной для Художественного театра пьесы «Дни Турбиных». Именно работу над ней, процесс превращения романа «Белая гвардия» в драму и затем весь мучительный путь этой драмы к зрителю Булгаков впоследствии поведал в «Театральном романе», с горькой иронией обрисовав все «круги ада» поправок и переделок, запечатлев быт и привычки Художественного театра советской эпохи. К «Дням Турбиных» резко подозрительно отнеслись такие органы, как Наркомпрос, ЦК, ОГПУ, тем не менее, в 1926 году пьеса с купюрами была разрешена к постановке. Премьера состоялась 5 октября 1926 г. Спектакль стал для театра этапным, явив миру и нового Автора, и новое поколение труппы МХАТ. Восторженно принятые публикой, «Дни Турбиных» были встречены кампанией травли театра и драматурга. В 1926-27 гг. Булгаков заключил несколько договоров с МХАТ (в т.ч. на пьесу «Бег» и инсценировку повести «Собачье сердце»), но этим планам не суждено было сбыться. Запрет «Бега» стал сильнейшим ударом не только для автора, но и для театра. В 1929 г. было принято решение об изъятии всех пьес Булгакова из репертуара советских театров (в т.ч. были запрещены «Зойкина квартира» в Вахтанговском театре, «Багровый остров» в Камерном). Находясь на грани отчаяния, писатель обратился 28 марта 1930 г. с письмом к Советскому Правительству. 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. Отказавшись в разговоре с «кремлёвским горцем» от идеи покинуть Советскую Россию, Булгаков в обмен получил место ассистента режиссёра в Художественном театре, а ещё через некоторое время (в 1932) — разрешение играть «Дни Турбиных».
Для МХАТ Булгаков инсценировал «Мёртвые души» Гоголя, но после многочисленных переделок от его первоначального замысла не осталось и следа. Несколько лет он был занят в репетициях «Мольера» («Кабала святош»), попутно осваивая актёрскую профессию — сыграл маленькую роль Судьи в «Пиквикском клубе». Запрет «Мольера» вскоре после премьеры в 1936 г. привел к уходу Михаила Афанасьевича из МХАТ (последние годы жизни он работал в Большом театре).
В 1938 г. в связи с подготовкой к 60-летию Сталина внутри Художественного театра возникла идея подарка вождю в виде новой булгаковской пьесы. Несмотря на то, что драматург предчувствовал возможный исход своей работы, он написал «Батум» (так стала называться пьеса о молодом Сталине), а МХАТ с энтузиазмом принял пьесу к постановке, которая практически сразу была закрыта. Запрет «Батума» окончательно подорвал здоровье Булгакова. В феврале 1940 г. МХАТ заключает с ним договор на постановку пьесы «Александр Пушкин» («Последние дни»). Пьеса о Пушкине без Пушкина увидела свет рампы в 1943 году, через три года после смерти Булгакова.
Впоследствии Художественный театр не раз обращался к творчеству Михаила Афанасьевича: «Дни Турбиных» (1968, 1982 и 2004 г., последняя постановка носила название «Белая гвардия»), «Бал при свечах» (по роману «Мастер и Маргарита», 1983), «Кабала святош» («Мольер») (1988, 2001), «Мастер и Маргарита» (2011), «Зойкина квартира» (2012).

Поиск по сайту