125 лет со дня рождения Виктора Станицына

Сегодня, 2 мая, 125 лет со дня рождения Виктора Станицына (1897 – 1976) – актёра, режиссёра, педагога, народного артиста СССР.
Он был наделён каким-то подкупающим светлым обаянием. А потому сразу пришёлся ко двору – сначала во Второй студии МХТ, в школу которой поступил в 1918 году, а затем и в самом Художественном театре. Сын обрусевшего немца Якова Гёзе, присяжного поверенного из Екатеринослава, поначалу он тоже учился юриспруденции (присяжный поверенный – это адвокат в Российской империи при окружном суде или в судебной палате). Но вскоре бросил Московский университет, сделав окончательный выбор в пользу актёрской профессии.
С самого начала у Виктора Гёзе, взявшего сценический псевдоним Станицын, не было недостатка в заметных ролях: он играл князя Шаховского в «Царе Федоре Иоанновиче», Кудряша в «Грозе», Молчалина в «Горе от ума». Среди принятых в 1924 году во МХАТ блестяще одарённых выпускников студий Художественного театра он вовсе не потерялся, напротив – становился всё более виден. И когда в 1932 году вышел спектакль «Мёртвые души», много говорили о его Губернаторе, который упоённо вышивал кошелёк, полностью поглощённый этим занятием. «Совсем молодой тогда Виктор Яковлевич был очень смешным и достоверным в этой возрастной роли как будто большой, белый, глупый одуванчик», – вспоминала Софья Пилявская.
Вскоре после «Мёртвых душ» Станицын подал заявку на самостоятельную режиссёрскую работу по «Пиквикскому клубу» Диккенса с участием актёрской молодёжи театра. Дебют Станицына как режиссёра состоялся в 1934 году, и он оказался очень успешным. В «Пиквикском клубе» в полной мере проявились и его юмор, и его эрудиция, к тому же у Станицына был замечательный союзник в лице художника Петра Вильямса. В годы войны они вместе сделают (при участии Василия Топоркова) ещё один заметный спектакль – «Последние дни» по пьесе Булгакова.
Виктор Станицын был очень точным актёром. Его Репетилов в «Горе от ума», Стива Облонский в «Анне Карениной», Андрей Прозоров в «Трёх сёстрах», Звездинцев в «Плодах просвещения» были попаданиями в «десятку». Некоторые из поставленных им спектаклей – например, «Идеальный муж», «Домби и сын», «Мария Стюарт» – шли во МХАТе много лет, и их очень любили зрители. Педагогика тоже оказалась его стезёй: Виктор Яковлевич преподавал в Школе-студии МХАТ три десятилетия и выпустил множество учеников.
В 60-е годы вместе с Михаилом Кедровым и Борисом Ливановым он входил в художественную коллегию, руководившую театром. А его прощанием с публикой можно назвать роль инспектора Мича в замечательном спектакле «Соло для часов с боем» 1973 года.