140 лет со дня рождения Александра Блока

Сегодня, 28 ноября, 140 лет со дня рождения Александра Блока. Отношения крупнейшего поэта эпохи и Художественного театра складывались непросто. И история о том, как в театре репетировали, репетировали да не выпустили его пьесу «Роза и Крест», довольно печальна. «Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех, от долгих отлагательств», – знаменитые слова из монолога Гамлета «Быть или не быть» можно отнести и к этой ситуации.
«Розу и Крест», лирическую драму из средневековой жизни, в которой действует страж замка Бертран по прозвищу Рыцарь-Несчастие, а сюжет строится вокруг песни, придуманной трувером (то есть трубадуром) Гаэтаном, Блок отдал МХТ весной 1913 года. Поэт надеялся на то, что Станиславский ее оценит и, возможно, даже сам сыграет роль Бертрана. «Если коснется пьесы его гений, буду спокоен за все остальное», — писал поэт в дневнике. Блок прочел Станиславскому «Розу и Крест» и проговорил с ним несколько часов, но результат его опечалил: «Он ничего не понял в моей пьесе, совсем не воспринял ее, ничего не почувствовал».
Только спустя три года после этой читки, зимой 1916 года, МХТ решил ставить «Розу и Крест». Репетировать спектакль взялся Немирович-Данченко. Для Владимира Ивановича это был программный шаг: открыть сезон 1917/1918 премьерой лирической драмы Блока было бы ярко, по-настоящему новаторски. Подобного события остро не хватало тогда театру.
Из задуманного плана ничего не вышло. Когда весной 1917 года Станиславскому показали почти готовый спектакль, он разнес его в пух и прах. Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «В заключение случилась настоящая катастрофа: на первой генеральной репетиции вся наша работа была забракована Станиславским, в ту пору чрезвычайно нервничавшим и точно потерявшим почву. Были обижены все — и Блок, и Немирович, и я».
Но МХТ продолжал свои попытки выпустить спектакль. Прошло более двухсот репетиций: менялись исполнители, художники, композиторы. «Роза и Крест» превратилась для МХТ в настоящий долгострой. В последний раз тема этой премьеры всплывала в 1919 году. А потом исполнитель роли Бертрана Василий Качалов во время гастролей в Харькове вместе с группой актеров оказался отрезанным белыми войсками, и вопрос закрылся сам собой.
Немировича история с «Розой и Крестом» травмировала. «Для меня то, что весь труд по “Розе и Кресту” затормозился и заглох — было большим ударом», — писал он, обвиняя себя в излишней уступчивости.