145 лет со дня рождения Ивана Москвина



18 июня исполняется 145 лет со дня рождения одного из актёров-основателей Художественного театра, народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина (1874-1946).

В 1893 г. он поступил в Филармоническое училище и закончил его по классу Немировича-Данченко. Первый сезон после выпуска играл в Ярославле — 77 ролей, большей частью комических. На следующий сезон был приглашен в Москву к Коршу, откуда и перешёл в театр, организуемый его учителем.
Немирович-Данченко настоял, чтобы именно 24-летний Москвин играл главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым открывался МХТ: «Фёдор — Москвин и никто лучше него… Он и умница, и с сердцем, что так важно… и симпатичен…». Чуть позднее были сыграны одержимый тоской по жизни гений-урод Арнольд («Микаэль Крамер» Гауптмана, 1901) и Освальд («Привидения» Ибсена, 1905). Но наиболее полно Москвин раскрывался в произведениях русских авторов. Он нёс в театр природное знание национальных типов и их резких крайностей и был свободен в сценическом претворении их - трагедийном, трагикомическом, юмористическом, проникновенно психологичном. Он равно разгадывал души униженных и оскорбленных и души унижающих и оскорбляющих; заставлял волноваться не только внутренней жизнью царя Фёдора с его стремлением «всех согласить, всё сгладить», но и внутренней жизнью глупого конторщика Епиходова и паяца-властолюбца Опискина. Москвин жил неистребимым любопытством к людям и ощущением их ценности (этими чертами он наделил странника Луку в «На дне» и за свое понимание спорил с Горьким).
Сохранив в послеоктябрьские годы свои лучшие роли (царь Фёдор, Лука, Епиходов, Прокофий Пазухин, Голутвин, Загорецкий), Москвин сыграл Пугачёва в «Пугачёвщине» (1925), Хлынова в «Горячем сердце» (1926), Червакова в «Унтиловске» (1928), Ноздрева в «Мёртвых душах» (1932), профессора Горностаева в «Любови Яровой» (1936). Тонкость психологического рисунка, сила скрытого чувства, совершенная правда переживания сделали шедевром одну из его последних ролей — роль Флора Федулыча, сыгранную в партнерстве с А. К. Тарасовой («Последняя жертва», 1944).
Москвин пользовался известностью как чтец, прежде всего как исполнитель Чехова. Был сорежиссером нескольких постановок («Синяя птица», 1908; «Ревизор», 1908; «Месяц в деревне», 1909; «Смерть Пазухина», 1914; «Три толстяка» Олеши, 1930).
С 1943 г. и до самой смерти в феврале 1946 года был директором МХАТ. 

И. Соловьёва, «МХАТ. 100 лет»

Поиск по сайту