145 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда



9 февраля исполняется 145 лет со дня рождения реформатора театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940).

Судьба накрепко связала творческий путь гениального режиссёра с биографией МХТ – в 1898 году выпускник Московского Филармонического училища по классу Вл. И. Немировича-Данченко стал одним из ведущих актёров новообразованного Художественного театра. Ещё во время учёбы Мейерхольд обращал на себя внимание высочайшим уровнем культуры, оригинальностью и живостью ума. Вчерашний ученик Немировича-Данченко после первых репетиций с К. С. Станиславским становится его верным адептом, учеником, последователем. «Станиславский, – писал Мейерхольд в письме родным, – не талантливый, нет. Он гениальный режиссёр-учитель. Какая богатая эрудиция, какая фантазия!».
Первые сезоны Художественного театра – время расцвета актёрского таланта Мейерхольда. Среди его программных работ – Иоанн Грозный, Треплев и Тузенбах, принц Арагонский («Венецианский купец» В. Шекспира), Иоганнес («Одинокие» Г. Гауптмана), Терезий («Антигона» Софокла). Утонченное и нервное искусство Мейерхольда, его интеллигентность привлекли симпатии Чехова; их переписка продолжалась вплоть до кончины писателя.
В 1902 году случилась первая принципиальная размолвка молодого актёра с вчерашними учителями. Как следствие – уход Мейерхольда из Художественного театра. В «Товариществе новой драмы» (Херсон, Тифлис, Севастополь и другие южные города) молодой режиссёр Мейерхольд поначалу копировал спектакли МХТ, но постепенно стал находить новые приёмы, идя по пути создания собственного театрального языка. В 1905 году Станиславский предлагает ему продолжить эксперименты в Студии на Поварской, которую мечтает сделать филиалом Художественного театра. Мейерхольд принимает это предложение, однако этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь…
Казалось, что пути Мейерхольда и Станиславского разошлись навсегда — в 20-30-е годы театральная практика и философия Мейерхольда контрастировала традиционному искусству Художественного театра. Но это только казалось. «У МХТ одно время было 4 студии. Я могу дать разгуляться воображению и допустить, что мой театр – тоже одна из студий МХТ, но только, конечно, не пятая, а, скажем, учтя дистанцию, нас отделяющую – 255-я. Ведь я тоже ученик Станиславского и вышел из этой альма-матер».
В начале 1938 года, когда театр Мейерхольда был закрыт и тучи сгущались над головой мастера, его старый учитель Константин Станиславский позвал опального Мейерхольда работать в руководимом им Оперном театре. И снова, как сорок лет назад, они репетировали вместе. Но в августе Станиславский умер, а ещё через год Мейерхольд был арестован и 2 февраля 1940 года расстрелян.

Поиск по сайту