150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга



16 января исполняется 150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга (1872 – 1966) – знаменитого английского режиссера-символиста, актера и художника. С МХТ его связывает всего одна история, но зато какая!
В МХТ Крэг попал благодаря своей возлюбленной Айседоре Дункан, которая в 1908 году познакомила его со Станиславским. Станиславский загорелся: лондонский экспериментатор непременно должен ставить в Художественном театре! Театру нужна свежая кровь! Остановились на «Гамлете»: Крэг мечтал, чтобы принца Датского сыграл сам Константин Сергеевич, но тот уклонился. Роль отдали Василию Качалову.
Один из приездов Крэга в Москву пришелся на зиму: англичанин прибыл в летнем пальто, так что пришлось подобрать ему что-то из театрального реквизита – Крэга облачили в шубу Чацкого. Все довольно быстро пошло наперекосяк: Крэг и Станиславский с Немировичем-Данченко никак не могли договориться о принципах постановки. Противоречие было глобальным: символист Крэг и к актерам относился как к символам и марионеткам, а Художественный театр исповедовал веру в актерский психологизм.
Метания создателей «Гамлета» проникли в печать. На их основе критик Влас Дорошевич в 1910 году написал блестящий, очень смешной фельетон, в котором Крэга кидает из стороны в сторону, а Станиславский мечтает лишь об одном: вывести на сцену английского дога.
Декорации к «Гамлету», которые придумал Крэг, буквально ослепляли: это были золотые ширмы. Но актеры терялись среди этого великолепия, а человеческая речь не звучала.
Сразу после премьеры, принятой холодно, Крэг сбежал из России. «Если Станиславский хотел сделать из Шекспира Горького, незачем было приглашать меня и ставить мои ширмы», – жаловался он. И даже 25 лет спустя все еще сокрушался: «Они меня зарезали! Это не мой, не мой Гамлет, совсем не то, что я хотел!»

Поиск по сайту