160 лет со дня рождения Надежды Ламановой

Сегодня, 26 декабря, 160 лет со дня рождения Надежды Ламановой (1861 – 1941), которую называли «русской Коко Шанель». На протяжении почти сорока лет жизнь знаменитой портнихи была связана с Художественным театром.
Ее сотрудничество с МХТ началось в 1901 году: муж Ламановой, актер-любитель Андрей Каютов познакомил жену со Станиславским, а тот в свою очередь представил ее Немировичу-Данченко. После выхода спектакля «В мечтах» по пьесе самого Немировича, автор самокритично вспоминал: «По совести, я думаю, что дамские туалеты на Андреевой, игравшей главную роль, на Книппер и Лилиной были для публики большей притягательной силой, чем сама пьеса».
Ламановой в ту пору было уже 40 лет. Свое дело она начала в 24. Рискнула открыть собственную швейную мастерскую – и не прогадала. Ее талант и отменный вкус бросались в глаза, так что вскоре клиентура Ламановой расширилась до дам высшего света, и даже великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы, начала заказывать у нее наряды. А в 1904 году Надежда Петровна стала «поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Федоровны».
Роман с МХТ тоже складывался удачно. Ламанова шила туалеты Раневской в «Вишневом саде», костюмы к спектаклям «У жизни в лапах», «Дядюшкин сон», «Отелло», воплощала в жизнь блестящие эскизы Александра Головина к «Женитьбе Фигаро». В 1909 году газеты написали о том, что Художественный театр открыл счет своим артисткам в ателье Ламановой, причем шить на деньги театра можно даже обувь. Клиентками Надежды Петровны были Ольга Книппер-Чехова и Мария Андреева, Лидия Коренева и Алиса Коонен, Алла Тарасова и Ангелина Степанова. Модельером она была деспотичным: примерки длились по нескольку часов, и дамы, случалось, падали в обморок.
В 1932 году Надежда Петровна устроилась в штат МХАТа в качестве конструктора и консультанта по костюмам. Среди ее работ тех лет – феерические костюмы к «Анне Карениной». Когда Станиславскому врачи прописали автомобильные прогулки, она часто составляла ему компанию. Они хорошо понимали друг друга, недаром про Ламанову писали: «То, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма».
А вот другая цитата из воспоминаний современников: «Ее руки были как руки хирурга или скульптора, скрипача или графика, они лепили из ткани складки, рисовали светотени, проводили графические линии, лепили объем». Почему вспоминают про руки? Дело в том, что Ламанова не рисовала эскизы костюмов, потрясающие силуэты своих нарядов она создавала прямо на моделях, закалывая ткань при помощи булавок. Ее творческое кредо звучало просто: «Всякий человек имеет право быть гармоничным».
Портрет работы Валентина Серова, 1911.