160 лет со дня рождения Вл. И. Немировича-Данченко

23 декабря исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Ивановича Немировича-Данченко — режиссера, писателя, педагога, реформатора и теоретика театра, народного артиста СССР, одного из основателей и руководителей (вместе с Константином Сергеевичем Станиславским) Московского Художественного театра.
Приехав в 1876 году из Тифлиса в Москву учиться на физико-математическом факультете, он забросил занятия и оставил университет ради театральной журналистики и писательства. Его драмы пользовались популярностью. Защищая живые традиции русской сцены, он выступал против идейного застоя и преобладания внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, ставил вопрос об интеллигентном актере. В 1891-1901 Владимир Иванович преподавал в Музыкально-драматическом училище Филармонического общества, где его учениками были Москвин, Мейерхольд, Книппер.
Заинтересованный режиссерской деятельностью Станиславского в Обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы русского театра. Летом 1897 состоялась их знаменитая встреча в ресторане «Славянский базар», результатом которой явилось создание в 1898 году Московского Художественного театра. Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра и следовал ей как режиссер (часто в соавторстве со Станиславским). Он первым понял новаторство драматургии Чехова и осуществил постановку всех его пьес, стал инициатором привлечения Горького к драматургической деятельности, ввел в репертуар театра произведения Ибсена, серьезное внимание уделял русской классике — Гоголю, Грибоедову, Пушкину, Островскому, Тургеневу, Достоевскому…
В 1919 году внутри Художественного театра Немирович-Данченко создал Музыкальную студию, где были поставлены несколько комических опер, начались опыты воспитания актера, который бы в равной мере владел драматическим и музыкальным мастерством. При этом Владимир Иванович руководил реорганизацией МХАТ, способствовал обновлению труппы и продолжал ставить спектакли («Пугачевщина», «Блокада», «Любовь Яровая»). Значительным вкладом в искусство театра стали его инсценировки романов Л. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», постановки «Гроза», «Горе от ума», «Егор Булычов и другие», «Враги». В 1940 году он создал спектакль, ставший легендой русского театра, — «Три сестры».
До последних дней своей жизни Владимир Иванович Немирович-Данченко оставался директором и руководителем МХАТ, а в 1943 году, незадолго до смерти, добился создания Школы-студии МХАТ, с того же года носящей его имя.