210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса



Сегодня, 7 февраля, 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса (1812 – 1870). Отношение Художественного театра к английскому писателю – это история внутренней близости и актерского счастья, многократно усиленного счастьем зрительским. 



Сначала был «Сверчок на печи» – для Первой студии МХТ спектакль столь же важный, как «Чайка» Чехова для самого Художественного театра. «Сверчок» появился в ноябре 1914 года, в дни Первой мировой войны, и душевная история, написанная Диккенсом, стала для зрителей настоящим лекарством. Чувство дома – для тех, кто мог вот-вот его потерять, любовь и всепрощение – среди жестокости войны – что могло быть важнее? Михаил Чехов и Евгений Вахтангов сыграли в «Сверчке» одни из самых ярких своих ролей (на фото они вместе с актрисой Верой Соловьевой).
В 1924-м Третья студия выпустила учебный спектакль «Битва жизни», который включили в репертуар МХАТа и играли целых десять лет. Герои Диккенса были показаны с большой теплотой, что обескураживало советскую прессу: а где же бичевание язв капиталистического общества?
В 1934 году актер Виктор Станицын дебютировал в режиссуре: поставил «Пиквикский клуб». Помощником у него стал сам Михаил Булгаков, работавший тогда во МХАТе режиссером-ассистентом. В квартире актрисы Гиацинтовой Михаил Афанасьевич по-детски хохотал во время чтения инсценировки. А потом сыграл в этом спектакле Судью, да так, что его не узнал сам Станиславский. 



Зрительский успех «Пиквикского клуба» был огромен. Спектакль шел много лет, в нем была целая россыпь блестящих ролей (Владимир Грибков – Пиквик, Павел Массальский – Джингль). После войны появилась традиция ставить «Пиквикский клуб» на вечер 31 декабря. Во МХАТе специально затягивали окончание спектакля, чтобы публика вместе с артистами услышала по радиотрансляции бой кремлевских курантов, а затем и «живое» поздравление от театра. Получался настоящий праздник!
В 1949-м вышел еще один спектакль Станицына – «Домби и сын». В нем, как и в «Пиквикском клубе», мхатовские артисты с юмором и вкусом к деталям создавали мир викторианской Англии (на фото 6 Евгения Морес – мисс Токс и Евгения Ханаева – миссис Чик).
А в 2009 году в МХТ появился новый «Пиквикский клуб», в режиссуре Евгения Писарева. И в нем тоже было признание в любви Англии – только уже времен «Битлз», красных двухэтажных автобусов и дерзкой уличной моды.


Фото из фондов Музея МХАТ и  Екатерины Цветковой.

Поиск по сайту