225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Художественный театр не раз обращался не только к его творчеству, но и к драматургии его судьбы.
Здесь дважды шли его «Маленькие трагедии» (в начале ХХ века их ставил Александр Бенуа, в конце – Роман Козак). Дважды ставился и «Борис Годунов»: в 1907 году вышел спектакль Владимира Немировича-Данченко и Василия Лужского, а в 1994-м – эпохальная постановка Олега Ефремова, как в зеркале отразившая смуту нового времени. Ефремов, который и при поступлении в Школу-студию МХАТ брал в напарники Пушкина (читал приёмной комиссии «Желаю славы я!»), сыграл в «Годунове» свою прощальную роль. Сейчас костюм царя Бориса – шитое золотом облачение – можно увидеть в мемориальной гримуборной Олега Николаевича. А рядом с ним – скульптуру Пушкина работы Левона Лазарева, которая когда-то стояла в Портретном фойе театра в ансамбле с изваяниями Чехова и основателей МХТ, олицетворяя главные для Ефремова фигуры русской культуры.
Ефремов не только ставил Пушкина, не только играл им написанное, но и в 70-е годы воплотил его самого – при всей внешней несхожести сыграл поэта в спектакле «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина. Эту роль несколькими годами ранее репетировал Ролан Быков, но не был допущен к сцене мхатовскими старейшинами и чиновниками от культуры (по их мнению, комический актёр, игравший в кино Бармалея, не имел права прикасаться к «солнцу русской поэзии»). Для Быкова этот запрет стал настоящей трагедией, едва не перечеркнувшей жизнь.
Был и другой спектакль о Пушкине – «Последние дни» Михаила Булгакова, где события последних дней жизни поэта складывались из череды интриг и предательств. Причём самого Пушкина на сцене не было – сети вокруг опального поэта плелись за его спиной. Немирович-Данченко, выпускавший спектакль в 1943 году, требовал от артистов «выковыривания души», живой обиды, злости от творившейся несправедливости, чтобы зрителей в зале «схватила за горло тоска по Пушкину».
Совсем недавно, в Международный день театра, пьесу «Последние дни» в рамках цикла «Память места» прочли на Новой сцене артисты МХТ во главе с режиссёром Мариной Брусникиной. Тоска по Пушкину неизбывна. Его читают на мхатовских вечерах, в этом сезоне ему были посвящены режиссёрская лаборатория «АРТХАБ» и Конкурс короткометражного кино МХТ, итоги которого были подведены буквально позавчера. Он по-прежнему и навсегда «наше всё».