65 лет со дня рождения Виктора Гвоздицкого



30 сентября исполнилось 65 лет со дня рождения народного артиста России Виктора Васильевича Гвоздицкого (1952-2007).

Он был приглашён во МХАТ, когда его репутация уже сложилась. Окончив театральное училище в Ярославле (1971), сыграл первые роли в рижском ТЮЗе у А. Шапиро и Н. Шейко; служил в 1974-1985 гг. в Ленинградском театре Комедии, и в его становлении актёра несомненно воздействие традиции Акимова — традиции интеллектуальности, четкой сценической графики, элегантного мастерства. Гибкая, хранящая в себе нечто таинственное, индивидуальность этого актёра влекла к нему режиссёров разных поколений и направлений: он работал с П. Фоменко, Г. Товстоногов уговаривал его пойти в БДТ; Г. Яновская позвала его на роль Тома в свой спектакль «Стеклянный зверинец» Уильямса в Малом драматическом театре. Событием нового искусства стал моноспектакль «Пушкин и Натали», поставленный К. Гинкасом. Среди дальнейших работ — Автор в «Вечере в сумасшедшем доме» (1990): спектакль М. Левитина в московском «Эрмитаже». Заняв ведущее положение в этом театре, актёр играл также в спектаклях Гинкаса в МТЮЗе (Человек из подполья, «Записки из подполья»; Порфирий, «Играем преступление» по Достоевскому) и в спектаклях Ю. Ерёмина в Театре им. Пушкина (Эрик XIV в драме Стриндберга, Хлестаков). Вступил в труппу МХАТ в 1995 г. Сыграл Арбенина в «Маскараде», ища прежде всего разгадку стиха и лермонтовского ритма. В его Тузенбахе в «Трёх сестрах» (1997) остро звучала тема спектакля, поставленного О. Н. Ефремовым, — тема уходящей, исчезающей жизни обретала в его исполнении почти физическую ощутимость. Точно с другого берега смотрел он на Ирину, не столько любя, сколько любуясь. Перед дуэлью он мучительно вглядывался в ее лицо, ища хотя бы искры ответного чувства; не дождавшись, смущённо и виновато улыбался и на мгновение останавливался, запоминая дорогие черты. Другие роли, которые Гвоздицкий сыграл в Художественном театре, — ввод в «Кабалу святош» (Людовик XIV), поставленную А. Шапиро, Подколесин в «Женитьбе» (1997) и Параклет в «Самом главном» режиссёра Р. Козака, Сирано в последнем спектакле О. Ефремова «Сирано де Бержерак», работы в постановках Н. Шейко «Сон в летнюю ночь» (Основа), «Венецианский антиквар» (Граф Ансельмо), «Учитель словесности» (Передонов); Доктор Харвестер в «Священном огне» (реж. С. Врагова), Тот в «Тот, кто получает пощечины» (реж. Р. -С. Рантала), Мокадаса Аль Сафер и Отец Элеазар в спектакле В. Петрова «Вечность и ещё один день». Параллельно в Центре имени Вс. Мейерхольда играл Арто в спектакле В. Фокина «Арто и его Двойник»; в независимых театральных проектах – Феличе в «Подсолнухах» режиссёра Б. Юхананова, заглавную роль в «Апостоле Павле» А. Житинкина и А. Левина. В 2004 г. перешёл в труппу Александринского театра, где сыграл Голядкина в «Двойнике».
Скоропостижно ушёл из жизни 20 мая 2007 г.

Поиск по сайту