85 лет со дня рождения Олега Борисова

8 ноября исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (1929-1994).
Несомненно, он был самым талантливым из выпускников Школы-студии МХАТ 1951 года, но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришёл много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951-1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой лёгкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Борисова. Его становление связано с БДТ (1964-1983). Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Пётр в «Мещанах» Горького, Дживоло в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна чёткость формы, филигранность отделки. В ролях, связанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трёх мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголённость нерва.
Приглашённый на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти актробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Спектакль был некоторое время спустя перенесён на сцену Художественного театра, куда Олег Борисов перешёл в 1983 г. и оставался до 1987 г. В работе над ролью Астрова в «Дяде Ване» (реж. О. Н. Ефремов, 1985) артист искал способов сродниться с более мягким, гармонизованным мировидением, одолевая присущую ему нервную чрезвычайность сценического существования. В роли Выборнова, которую он играл в «Серебряной свадьбе» А. Мишарина, Борисов проявил прежде всего чувство пропорций, соразмеряя свои усилия с коротким дыханием злободневной пьесы и добиваясь социальной точности и простоты рисунка.
В 1989 году сыграл в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л. Е. Хейфец); здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова.
С 1990 года, постигнутый уже болезнью, Олег Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына Юрия (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.
До 30 ноября с.г. в Доме-музее М. С. Щепкина (филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина) проводится выставка, приуроченная к юбилею Олега Борисова, — «Без компромиссов».