90 лет со дня рождения Олега Ефремова

90 лет назад, 1 октября 1927 года, родился актёр, режиссёр, педагог, создатель театра «Современник», художественный руководитель МХАТ на протяжении 30 лет, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов.
Олег Табаков: «Ефремов был первым среди нас не по должности, а по любви. Всегда. Даже когда ушел из Современника во МХАТ по прошествии четырнадцати лет. Это было, как бывает в жизни, когда отец уходит из семьи. Отец любимый, отец — безусловный авторитет … Отец. Я был влюблен в Олега, ведь он - один их трех моих учителей в професcии: Сухостав, Топорков, но главный учитель — все равно Ефремов. Он дал мне некий компас ощущения себя по отношению к сообществу, сознания себя в сообществе. По сути, влюбленность в педагога есть защитная прививка против пошлости, глупости, против дурной заразы в профессии. Не случайно же на первых порах критические стрелы были направлены в актеров Современника: о нас писали, что мы все, как один Ефремов. Кто-то, может быть, до сих пор остался на него похожим, а с людьми талантливыми произошла желанная метаморфоза — они стали сами собой. При наличии собственного содержания и дарования влюбленность в педагога проходит естественным образом. Сбрасывается, как хитиновый покров. А нежная признательность Олегу за мое становление существует во мне на протяжении всей жизни. И сегодня для меня фигура Олега Николаевича Ефремова, конечно, является одной из самых значительных — равно как в годы успеха, так и в годы неудач. Фигура чрезвычайно противоречивая. Сложная, драматическая и, может быть, даже трагическая, но удивительная в своем стремлении к переустройству и совершенствованию театра в формах очень ясных и простых. Он придумал и создал новый театр. С Ефремова начался отсчет нового театрального времени».
Инна Соловьёва: «Возглавив МХАТ в 1970 г., Ефремов настойчиво боролся за право осуществлять пьесы близких ему авторов – А. Володина, Л. Зорина, А. Вампилова. Авторами театра при Ефремове становятся А. Гельман и М. Шатров, с которым Ефремова сближал темперамент социально-исторического расследования. В пьесах М. Рощина артиста увлекала театральная игра с житейской материей, шутливость и переливчатость манеры. Ефремов в МХАТ упорно работает и над классикой, к которой не обращался в Современнике. В Последних Горького он был одушевлен задачей суда над опозорившейся, выродившейся и довольной собой жизнью. Затем был начат цикл чеховских спектаклей. Уязвимость идеалов, конец любви, одичание быта раскрывались в Иванове… В Чайке и затем в Дяде Ване драма персонажей, неразрешимая внутри себя, получала разрешение в огромной перспективе времен, о которой говорится в монологе Мировой Души, в ширящемся пространстве, красоту которого передавали декорации Левенталя. Эти спектакли намечали линию возможного развития искусства МХАТ. Но тяжеловесному и многосоставному коллективу явно не хватало подвижности и воли к единству. Разрастание труппы, из которой смерть уносила великих стариков, компромиссы в выборе пьес и режиссеров, приглашаемых на постановки (их число росло в связи с необходимостью занять актеров), наконец, падение, измельчание нравов при казенной монументальности организационных форм — все это становилось неодолимым. После провала очередной попытки сократить труппу возникла идея ее разделения. С 1987 г. Ефремов стал главою МХАТ им. Чехова, где, впрочем, ни одна из прежних проблем не оказалась снятой. В последние свои годы Ефремов как режиссер стремится к разгадке русской стихотворной драмы (Горе от ума, Борис Годунов). Завершает свой чеховский цикл, с трагической простотой поняв поэзию Трех сестер. Последней, незавершенной, режиссерской работой стал Сирано де Бержерак Ростана».
Анатолий Смелянский: «Вечным двигателем Олега Николаевича, совершенствованию которого он отдал жизнь, был Московский Художественный театр. В этой своей пожизненной работе он пользовался возможностями своего характера и дара. Обладал несокрушимой энергией в достижении цели, великолепно ориентировался на местности, художественной и политической, был ярко выраженным лидером, умудрённым театральным диктатором, часто тараном, не умеющим отступать. Желаю славы я (с этими строками пришел в мае 45-го в Школу-студию) — это про него. Достиг я высшей власти — монологом Годунова закончил свою актёрскую карьеру — и это тоже про него. Полвека он говорил за всю среду. Эта среда больше не существует, так же как и та страна, в которой он пытался возродить Художественный театр. Первые годы после ухода Ефремова усваивали и присваивали: кто был к нему ближе, кого он больше любил. Прошли годы, все эти смешные споры и претензии смыты временем. Остался он сам во всем своем человеческом и художественном достоинстве, одиночестве, крупности и мощи характера. Остались не решённые им задачи, которые придётся решать следующим поколениям».
Сегодня вечером артисты и сотрудники МХТ соберутся, чтобы малым — «семейным» — кругом вспомнить Олега Николаевича. Режиссёр Николай Скорик, бывший правой рукой Ефремова на многих его постановках, попытается воссоздать атмосферу репетиций мастера в Художественном театре и даст слово тем, кому довелось работать с Олегом Николаевичем, учиться у него, играть в его спектаклях.
К юбилею О. Н. Ефремова в Зелёном фойе театра открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ. На ней представлены материалы из фондов музеев МХАТ, Центрального детского театра, театра «Современник».